В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной в Гостиной «Меркурий-клуба» состоялась встреча с авиаконструктором Генрихом Новожиловым, создателем самолетов Ил.
Гостей приветствовал президент «Меркурий-клуба» академик РАН Евгений Примаков.
Во встрече приняли участие заслуженные, известные работники авиакосмического комплекса, летчики, космонавты, общественные деятели. Присутствовали также журналисты ряда центральных СМИ.
Вела встречу хозяйка Гостиной – заместитель председателя Госдумы ФС РФ Любовь Швецова.
Она представила гостя. Академик Российской академии наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, широко известный и в России, и в мире авиаконструктор Генрих Новожилов родился в 1925 году в Москве у Чистых прудов.
С 1949 года Генрих Васильевич работал в ОКБ С.В. Ильюшина. Прошел все ступеньки профессионального роста - от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора (с 1964 года). В 1970 году был назначен генеральным конструктором. Под руководством С.В. Ильюшина Новожилов участвовал в создании пассажирских самолетов Ил-14, Ил-18 и Ил-62. Под руководством самого Новожилова созданы самолеты Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, а также Ил-114, Ил-103. В настоящее время он – главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина».
Генрих Новожилов большую часть своего рассказа о жизненном пути посвятил Сергею Илюшину, объяснив это важнейшей ролью Учителя в своей жизни. Авиацией же Новожилов увлекся еще в детстве прежде всего благодаря соседу, который в этой сфере работал и давал маленькому Генриху читать книги про авиацию. Впрочем, тогда авиацией бредили все мальчишки, а небо, как сказал Новожилов, было расчерчено белыми полосами от пролетевших самолетов, и очень хотелось там побывать. Стал он не летчиком, а конструктором, потом – генеральным конструктором.
Когда я стал генеральным, рассказал гость Гостиной «Меркурий-клуба», Ильюшин посоветовал, чтобы я запомнил три вещи: надо забыть о личной жизни, если хочешь добиться успеха; слава – штука обременительная для работы и еще она притупляет самоконтроль; любая склока в коллективе – это как ржавчина: разъедает.
Эти слова Ильюшина я помню всю жизнь, подчеркнул Генрих Новожилов.
Авиаконструктор рассказал о своей работе, о любимых самолетах. Перестройка, по его словам, нанесла сильнейший удар по отечественному самолетостроению. Тем не менее, отрасль не погибла, устояла, и хотя после 2000-го года пришлось начинать едва ли не с нуля, сегодня появилась некоторая надежда; есть перемены, которые, если работать, как когда-то, если упорно растить кадры и если будет поддержка государства, могут принести плоды.
О Генрихе Новожилове рассказывали также его друзья – авиастроители, испытатели. Космонавты Алексей Леонов и Валентина Терешкова рассказали, как Ил-76 переделывали под самолет для создания искусственной невесомости для подготовки космонавтов; о его общественной работе, в частности, работе на посту председателя Общества советско-польской дружбы. Новожилову, рассказала Валентина Терешкова, в Польше говорили: еще не известно, где вас больше любят – у вас или у нас. Услышать такое от поляков, подчеркнула летчик-космонавт, – это надо заслужить, учитывая непростые наши отношения.
Евгений Примаков высоко оценил гражданскую позицию академика и конструктора. Это человек, сказал он, имеющий однозначное, не подверженное колебаниям, свое личное отношение к прошлому и настоящему; понимающий, что без памяти о бывшей стране с ее плюсами и минусами не может быть будущего, что благодаря этой памяти сегодня во многом держится наше государство.
Встречи в Гостиной «Меркурий-клуба» с известными в нашей стране людьми – политиками, учеными, писателями, общественными деятелями, мнение, действия и поступки которых имеют общественное значение, будут продолжены.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь