В Малом зале ТПП России состоялось очередное заседание Комитета ТПП РФ по металлургии.
Вёл заседание заместитель председателя комитета Михаил Бочкарёв.
Подводя итоги работы Комитета в 2010 году, заместитель председателя Комитета Иван Лысенко отметил ряд тем, имевших наибольшее значение для членов Комитета, по которым осуществлялась работа в истекшем году.
Первым был отмечен принятый в июле 2010 года Федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». Было выражено сожаление, что не нашли поддержки позиция Комитета, поддержанная ТПП России, о нецелесообразности принятия законопроекта, подготовленного страховщиками, а также альтернативный проект, разработанный членами Комитета.
Второй темой стало обсуждение проекта указа Президента России «Об основах государственной политики в области промышленной безопасности», по которой Комитетом были подготовлены предложения и замечания. В выступлении была подчёркнута необходимость внедрения новых подходов в государственное регулирование, а также учёта положительного опыта зарубежных стран, с которым российские промышленные предприятия познакомились при выполнении требований европейского химического законодательства REACH.
Отмечено, что подготовленная Комитетом позиция по совершенствованию инвестиционной политики в России была учтена при рассмотрении вопроса на заседании Президиума Правления ТПП России в апреле 2010 года. Кроме того, Комитет на постоянной основе осуществлял мониторинг законодательной деятельности, готовил замечания и предложения по вопросам, актуальным для промышленных предприятий.
Вторым вопросом повестки дня была рассмотрена ситуация в техническом законодательстве в связи с принятием поправок в закон «О техническом регулировании».
Докладывавший вопрос Евгений Брагин отметил, что попытка изменения подходов и принципов государственного регулирования в ходе реформы технического регулирования фактически провалилась. На сегодняшний день техническое регулирование выведено на уровень решений Комиссии Таможенного союза, что исключает возможность принятия решений по вопросам промышленной безопасности, промышленной экологии, градостроительного законодательства, так как объекты их регулирования через границы не перемещаются и для Таможенного союза интереса не представляют.
В то же время, в законодательстве остаются нерешённые проблемы. В сфере промышленной безопасности главнейшей проблемой является неопределённость понятия опасного объекта, что приводит к избыточным административным барьерам и издержкам на страхование.
Сфера промышленной экологии, по мнению Е.Брагина, отсутствует как таковая, поскольку буквальное толкование требований законодательства ставит перед промышленными предприятиями технически и экономически невыполнимые требования, что противоречит практике развитых стран.
В Градостроительном кодексе Российской Федерации в десятках статей имеются ссылки на технические регламенты, которые никогда не будут разработаны, однако важнейшие вопросы, такие как территориальное планирование или согласование проектной документации объектов строительства и реконструкции должны решаться на основе требований этих несуществующих регламентов. Наконец, сам закон «О техническом регулировании», несмотря на вывод всех решений на уровень Таможенного союза, по-прежнему включает в себя требования к строительству зданий и сооружений, которые не имеют отношения к международной торговле товарами.
Е.Брагин предложил членам Комитета рассмотреть проекты предложений по каждому из четырёх блоков промышленного законодательства, дать предложения и замечания, на основе которых можно продолжить работу по формированию консолидированной позиции бизнеса, а также попытаться построить практикую работу по совершенствованию законодательства.
Присутствовавшая на заседании председатель Комитета ТПП РФ по регулированию предпринимательской деятельности Наталья Фонарёва инициативу Комитета по металлургии в целом поддержала, отметив, что причиной неудачи реформы технического регулирования была не только экономическая заинтересованность бюрократии в неэффективной и коррупционной системе законодательства, но также отсутствие научного подхода к планированию реформы, неверная оценка возможных границ применения технических регламентов.
Третьим вопросом повестки дня была рассмотрена подготовка к реализации положений Федерального закона № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Докладчик – Михаил Бочкарёв – отметил, что потенциальная стоимость реализации закона о страховании для промышленных предприятий может составить десятки миллиардов рублей в год. Окончательную оценку на сегодня дать не представляется возможным, поскольку не готовы подзаконные акты, в создании которых значительную роль будут играть объединения страховщиков. М.Бочкарёв предложил членам Комитета внимательно рассмотреть подготовленные к заседанию предложения по проектам подзаконных нормативных актов и представить по возможности дополнительные замечания и предложения.
Члены Комитета утвердили план и смету работы Комитета на 2011 год, а также единогласно поддержали проект решения заседания.
Комитет ТПП РФ по металлургии