природопользованию и экологии провел «круглый стол» на тему: «Обсуждение практики применения Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии провел 9 июля 2008 г. «круглый стол» на тему: «Обсуждение практики применения Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства».
Участники «круглого стола» высказали крайнюю обеспокоенность промышленных компаний, градообразующих предприятий, эксплуатирующих городские очистные сооружения, и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в связи с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утверждена приказом МПР России от 30 марта 2007 г. № 71). Поступающие в бюджетную систему средства за причиненный ущерб не имеют целевого назначения и не будут направлены на устранение негативного воздействия, следовательно, «забота» о природе имеет своей целью пополнить бюджет.
Сложившаяся ситуация может повлечь негативные экономические последствия в виде существенного повышения стоимости продукции предприятий добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, что приведет к их финансовой неустойчивости и, как следствие, банкротству, а в случае с социально-значимыми, обеспечивающими жизнедеятельность населения предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, – к их моментальному разорению. В одном из регионов суммы ущерба, рассчитанные по Методике за 4 месяца предприятию водопроводно-канализационного хозяйства, составили 8,5 млрд. руб., в то время как прибыль предприятия за этот же период – 841,5 тыс. руб. Соответственно, если суд удовлетворит иск территориального органа Росприроднадзора, то предприятие станет банкротом.
Участники заседания отмечают, что в условиях действия Методики не найдутся желающие вкладывать инвестиции в предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.
Для предприятий, имеющих такие природоохранные объекты, как очистные сооружения сточных вод, размер вреда во много раз превышает стоимость самих очистных сооружений, что может привести к закрытию очистных сооружений и соответственно к экологической катастрофе. Для предприятий, которые только строят очистные сооружения в соответствии с согласованными государственными органами Планами, предъявленный размер вреда, рассчитанный в соответствии с Методикой, приведет к невозможности выполнения природоохранных мероприятий, закрытию самих предприятий и как следствие к социальному взрыву.
Применение Методики при несовершенной системе нормирования воздействия на водные ресурсы, при наличии правовых коллизий в природоохранном и водном законодательстве на практике привело к принципиальному усилению финансовой нагрузки на предприятия, развитию коррупционной системы и тотальным судебным разбирательствам по всей стране.
Поскольку неоднократные обращения в МПР России не привели к каким-либо результатам, участники «круглого стола» просили Комитет по природопользованию и экологии обратиться к руководству ТПП РФ с просьбой направить на имя Президента РФ обращение о приостановке действия Методики. Основными причинами необъективности получаемых результатов, являются как серьезные методические недостатки данного документа, так и практика его применения.
Итоговые документы:
-Обращение ТПП РФ к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П.Трутневу
- Резолюция «круглого стола»
- Обоснование невозможности применения Методики при исчислении размера вреда, причиненного водным объектам аварийными или залповыми сбросами загрязняющих веществ, аварийными разливами нефти, нефтепродуктов и иных вредных веществ
- О «Методике» исчисления размера вреда, причиненного водным объектам. РАО Бумпром
Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии