о закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был обсужден на совместном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был обсужден на совместном заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. К обсуждению были приглашены представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, независимых исследовательских организаций, предпринимательских объединений.
Вел заседание директор Департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Владимир Быков.
Из 60 процентов малых предприятий, работающих сегодня в торговле и бытовом обслуживании, подавляющая часть занята как раз в торговле, отметил он во вступительном слове, поэтому предлагаемый к принятию законопроект затрагивает интересы огромного количества людей. Мнения же о документе - диаметрально противоположные.
Потребительский рынок – это 21 процент ВВП, и от того, как и по каким правилам будет жить торговля, зависит очень многое, отметил в выступлении Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. Закон о торговле, безусловно, нужен, но в проекте много положений, которые категорически не приемлют одни и полностью поддерживают другие. Новый закон, если он будет принят, например, противопоставит крупные торговые сети и малый бизнес.
В ходе обсуждения было высказано много замечаний относительно содержания законопроекта.
Представители МЭРТ РФ и Минсельхоза РФ на заседание не прибыли, хотя предварительно декларировали свое участие. Данный факт был воспринят как определенное свидетельство неуверенности самих ведомств в том, что законопроект полностью соответствует нынешним реалиям и будет способствовать дальнейшему развитию потребительского рынка.
Пятнадцатипроцентный барьер доминирования на рынке, учитывая, что на некоторых, например, локальных рынках это попросту неизбежно (существование все несколько магазинов одного профиля, например, на весь район – вещь обычная) может привести к тому, что и торговые сети проиграют, и потребитель не выиграет. Неоднозначно воспринимается также статья законопроекта, в которой говорится о праве правительства регулировать цены на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости. Это нерыночный подход к весьма важной проблеме, которую, безусловно, нужно решать, но не так «в лоб». Представитель Союза пекарей по этому поводу отметил: почему, в таком случае, нет для нас регулирования цен на топливо, зерно? Как хлебопеки смогут работать, если отпускная цена стремится ниже себестоимости? Гарантируя те или цены, следует предусмотреть, как будут выживать те, кто производит эти товары первой необходимости. В законопроекте не прописана также поддержка отечественного малого производителя, нет законодательного регулирования отношений между ним и торговлей. Утверждения, что это нерыночно, не выдерживают критики. На Западе очень даже регулируются отношения между производителем и продавцом вообще и между производителем товаров первой необходимости и торговлей – в частности.
Представитель «Росптицесоюза» также особо подчеркнула, что законопроект не ликвидирует разногласий между производителями и продавцами. Сегодня сети практически диктуют условия поставок, время оплаты; в сущности, кроме получения маржи от продажи товара, сети хорошо зарабатывают на поставщиках и иными способами. Не дело, когда на мясе птицы розница получает 40 процентов; а на яйцах наценка к отпускной цене птицефабрики может в рознице доходит и до ста процентов.
Высказывались также замечания, что, если проект станет законом, то он может серьезно ограничить свободу торговли; он юридически выверен не полностью. Крупные торговые сети и мелкая розница в киоске у вокзала – это, конечно, все имеет отношение к торговле, но понятно, что это – «две большие разницы».
Высказывались также мнения, что ограничение законодательно торговой наценки – путь тупиковый; приемлемый уровень цен будет устанавливаться по мере развития системы налогообложения; должно быть ограничение уровня рентабельности, а не бюрократическое указание.
Представитель ассоциации РАТЭК отметил, что закон о торговле нужен, и здесь все согласны, потому что хороший законодательный документ ввел бы наконец единые принципы и правила, создал бы своего рода базу для развития. Пока же в регионах свои законы о торговле, со своими нюансами и особенностями. Но этот законопроект не сможет сделать торговое пространство единым, не сможет гарантировать экономическое единство, конкурентное равенство и производителей, и продавцов.
Все выступившие особо подчеркнули, что закон о торговле нужен – не нужен законопроект в его нынешнем виде.
Участники дискуссии приняли решение обратиться к руководству ТПП РФ с просьбой в ближайшие недели провести слушания по данной проблематике с приглашением представителей всех заинтересованных сторон.
Решено также создать рабочую группу для выработки совместной позиции из представителей обеих комитетов, организовавших данное обсуждение, - Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере и Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.
Кроме того, на заседании была заслушана информация члена Комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Игоря Абакумова об открытии круглосуточного телевизионного Интернет-канала «АгроТВ» по освещению вопросов агропромышленного сектора. Адрес канала http://www.agrotv.ru
Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь