В рамках V Всероссийского Форума «Женщины Бизнеса: время новых решений» состоялась дискуссия на тему: «Женское предпринимательство – ресурс развития малого и среднего бизнеса в России». Моделировала секцию директор департамента предпринимательства и услуг Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Анна Палагина.
Основными темами обсуждения стали: женское предпринимательство в России - сильные стороны, государственные программы поддержки женского предпринимательства в России, предложения по развитию женского предпринимательства, в том числе социального, роль женщин в современной экономике.
В дискуссии приняли участие начальник отдела Министерства экономического развития Российской Федерации Олеся Титерина, председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, генеральный директор ООО «Эллен – Вест» Елена Дыбова, вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елена Бочерова, советник директора Фонда региональных социальных программ В.Ю. Алекперова «Наше будущее» Руфина Зинатулина, к.п.н., член Общественной организации «Лига женщин-ученых России», представитель Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), генеральный директор Республиканской Бизнес-школы Наталья Харенко, первый заместитель директора ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» Оксана Чувильская, президент межрегиональной общественной организации по защите и поддержке малого и среднего бизнеса «Деловые люди», депутат Совета депутатов поселения Марушкинское в г. Москва, директор компании «Софиано» Ольга Косец, генеральный директор фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области», руководитель Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса» Ольга Езикеева.
За последнее десятилетие значительно возросло участие женщин в экономической жизни: они владеют более чем одной третью российского бизнеса. Одной из успешных сфер приложения экономической активности женщин стало малое и среднее предпринимательство.
Малый и средний бизнес – это сфера возможностей реализации сил и способностей тех, кто в силу сложившихся социально-экономических причин оказался в трудном положении.
Женское предпринимательство в России пока не столь популярно, как в развитых европейских странах. Женщина с детьми наиболее уязвима и не защищена и в плане безработицы. Не секрет, что многие работодатели не любят брать на работу женщину с маленьким ребенком.
Однако, женщинам часто приходится становиться кормильцами своих семей особенно в период кризисных явлений в экономике и сокращения занятости в традиционно «мужских» сферах деятельности: крупных компаний, административных структурах. Создание собственного бизнеса – один из способов дохода, который используют активные женщины - здесь играет свою роль и отсутствие жесткого графика, и возможность совмещать работу и ребенка без ущерба для семьи.
По данным исследования женского предпринимательства, взятых из открытых источников, более 60% российских женщин положительно относятся к малому бизнесу, но лишь 25% из них видят предпринимательский потенциал в себе. В мире эта цифра значительно выше – 42%.
Только 4% россиянок ответили, что уже имеют собственный бизнес, что говорит о большом потенциале женского предпринимательства у нас в стране.
Данные исследования говорят, что в России очень высокий потенциал роста женского предпринимательства.
Основной проблемой развития бизнеса женщины называют недостаток образования в сфере предпринимательства и бизнес-навыков (52%) и бюрократические барьеры (33%).
Женский социум как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемых в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриархата.
Пути решения проблем подобного рода предполагают разработку специальной системы мер по поддержке женской предпринимательской активности на государственном и региональном уровне.
Дело в том, что женская предпринимательская активность расширяет диапазон женских социальных ролей и ценностные ориентиры, расширяет границы социального пространства для выбора стратегии поведения и свободы маневра женского социума в условиях перехода России к новому общественному укладу, противодействует феминизации бедности. Для менее активных и социально слабых контингентов женского социума женщины-предприниматели становятся референтной группой.
В 2015 году поменялся подход к распределению федеральной субсидии в регионы на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, который направлен на концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития сектора, в том числе отдельным мероприятием программы является – развитие социального предпринимательства.
Отрадно отметить, что с 2015 года бизнес социальной сферы, учреждённый женщинами, имеющими детей в возрасте до 7 лет, либо обеспечивающий занятость таких женщин, включен в приоритетную целевую группу получателей субсидий.
Департамента предпринимательства и услуг, Н.Гурина
Фотогалерея