Предложения ТПП РФ по вопросам повышения эффективности применения бизнесом налоговых льгот и их оптимизации
ТПП России отмечает, что в Налоговом кодексе РФ льготы реализуются в нескольких формах:
-
в виде пониженной ставки, например, по налогу на добавленную стоимость в размере 10% вместо 18% при реализации социально значимых товаров или 0% по экспортным операциям;
-
в форме выведения товаров из объектов налогообложения, например, по налогу на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов;
-
в форме освобождения от налогообложения, например, от акцизов по целому ряду подакцизных товаров при ввозе в портовую экономическую зону с остальной территории РФ;
-
в форме уменьшения налоговой базы на определенный размер вычетов, например, по налогу на доходы физических лиц при приобретении или строительстве жилья.
Результаты опроса показали, что наибольшее количество льгот предоставляется Налоговым кодексом РФ на федеральном уровне по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость.
Например, по НДС их количество составляет порядка 50, а по налогу на прибыль более 100. В тоже время по другим налогам и сборам их количество не превышает 20 по каждому виду.
При этом большинством респондентов федеральные налоговые льготы были оценены как «эффективные».
Среди наиболее эффективных и востребованных льгот по результатам проведенного анкетирования бизнес выделил следующие.
1. Многие регионы (Хабаровский край, Нижегородская область, Саратовская область, Челябинская область, Омская область, Ставропольский край и др.) пользуются возможностью снизить региональную часть налога на прибыль для организаций, осуществляющих активную инвестиционную деятельность на территории регионов.
При этом регионы сами определяют параметры, при которых тот или иной субъект может пользоваться соответствующей льготой, развивая конкретное направление предпринимательской деятельности.
Среди наиболее востребованных можно выделить следующие цели введения таких льгот:
-
развитие инновационных предприятий;
-
возведение инфраструктурных объектов;
-
инвестирование высвободившихся средств на расширение производства или его модернизацию и пр.
Данные льготы оцениваются их пользователями как «эффективные», однако зачастую такие льготы предоставляются в отношении конкретных компаний и не носят массового характера.
2. Бизнес положительно оценивает принятие отдельными регионами законов, вводящих налоговые льготы по налогу на движимое имущество, поскольку отмена данной льготы на федеральном уровне вызвала рост налоговых обязательств для многих компаний (данное обстоятельство отметили респонденты в Кировской области, Ростовской области, Ханты-Мансийском автономном округе и др.).
3. Региональные власти стали чаще вводить налоговые льготы в целях развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ранее проведенные ТПП РФ опросы в регионах указывали на отсутствие «налоговых каникул», практически не применялись возможности снижения ставок по специальным налоговым режимам. Вместе с тем за последнее время ситуация в регионах существенно поменялась в лучшую сторону.
3.1. Практически во всех опрошенных регионах применяются «налоговые каникулы» по отдельным видам деятельности. Статистические данные свидетельствуют о росте количества зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса, которые могут воспользоваться данной льготой.
Более того, такие субъекты после регистрации получают большие возможности по пользованию другими мерами государственной поддержки: льготные кредитование и аренда, снижение имущественных налогов.
Введение «налоговых каникул» оказало положительный эффект на бизнес климат, был сокращен теневой сектор, поскольку многие предприниматели легализовали свою деятельность (Ростовская область, Вологодская область, Орловская область и др.).
3.2. Многие регионы (Краснодарский край, Вологодская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.) пользуются правом снижать ставки по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход).
Для некоторых видов предпринимательской деятельности ставки налогов по специальным налоговым режимам полностью обнуляются. Эффективность такого способа стимулирования в отдельных регионах достигается путем роста поступлений от НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды.
Статистика также показывает, что предприниматели все чаще пользуются патентной системой налогообложения, особенно, если региональные власти расширяют возможность ее применения в отношении отдельных видов деятельности.
4. Стимулирование бизнес активности в некоторых регионах достигается путем установление налоговых льгот в отношении объектов недвижимости. Например, в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в отношении вновь возведенных построек при реализации инвестиционных проектов (наиболее часто встречающиеся льготы).
Причины отказа от пользования льготами. По итогам проведенного опроса установлено, что часть предпринимателей не пользуются какими-либо налоговыми льготами и преференциями.
При этом большинство респондентов в качестве причин отказа от применения налоговых льгот указали сложную и непонятную процедуру получения льготы, например, по налогу на прибыль организаций и по налогу на добычу полезных ископаемых для участников региональных инвестиционных проектов.
В качестве второй причины назван несущественный «финансовый выигрыш», например, льгота по транспортному налогу в отношении 12-тонников. Для большинства транспортных компаний, принявших участие в опросе, указанная льгота является незначительной по сравнению с суммами уплаченных ими платежей по системе «Платон».
Третьей (наиболее распространенной причиной) является отсутствие информации о возможности воспользоваться теми или иными льготами.
Особенно это было отмечено субъектами малого и среднего предпринимательства, которые, как правило, не могут «отслеживать» и оперативно реагировать на все многочисленные изменения налогового законодательства (до 30 за год).
Кроме того, возникают ситуации, когда в разных регионах действуют различные льготы, что может привести к нарушениям конкурентной среды в граничащих друг с другом регионах, а также к искусственному перемещению основных фондов в регионы с более льготным режимом.
Меры, предлагаемые ТПП РФ, для повышения эффективности применения бизнесом налоговых льгот
1. Утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, которая позволит отказаться от малоэффективных налоговых льгот в пользу введения новых льгот стимулирующего характера.
2. При реализации налоговой политики на среднесрочный и долгосрочный периоды целесообразно применять более взвешенный подход и тщательное согласование позиции между субъектами законодательной инициативы на федеральном, региональном и местном уровне при подготовке изменений законодательства по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов в части налоговых льгот.
3. Существующая практика принятия законов о налоговых льготах и преференциях в отдельных случаях не сопровождается определением целевых показателей, которые должны достигаться в результате их использования, а также критериев, по которым можно было бы определить экономический или бюджетный эффект от их введения. Если целевые показатели будут достигнуты и положительный экономический эффект от использования льготы будет очевиден, следует рассматривать возможность продления срока реализации льготы на новый период либо бессрочно (в зависимости от полученных результатов).
4. Одним из основных вопросов при установлении новых налоговых льгот должны стать их цели и задачи, сроки введения и размер компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов. Так, например, отмена налоговых льгот в отношении движимого имущества, приобретенного после 1 января 2013 года, привела к росту тарифов на железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки, в том числе, в пригородном направлении. Данное решение, на наш взгляд, было ошибочным. Указанная льгота позволяла производить в ускоренном режиме реновацию оборудования, была достаточно востребованной бизнесом.
Злоупотребления этой льготой носили частный характер и могли быть устранены путем внесения точечных изменений в законодательство.
При этом Законом № 83-ФЗ от 06.04.2015 г. для услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном направлении была установлена нулевая ставка по НДС, что позволило снизить издержки железнодорожных компаний и остановить рост тарифов.
5. Активизировать работу по совершенствованию администрирования налоговых льгот. Зачастую для получения некоторых налоговых льгот предприниматели вынуждены готовить существенный объем документации, предоставлять банковские гарантии и прочее. Обеспечение выполнения требований законодательства в данном случае могут позволить себе только очень крупные компании, в которых создаются соответствующие подразделения (проектные офисы). Упрощение процедуры получения налоговых льгот стимулирующего характера позволит расширить возможности их применения и приведет к росту экономических показателей.
6. При упразднении налоговых льгот нужно рассчитывать не только бюджетный эффект, но и определять макроэкономический эффект таких решений (рост тарифов, падение спроса в связи с увеличением стоимости продукции, снижение доходов населения, нарушение конкурентной среды и др.).
7. Целесообразно предпринять дополнительные меры по стимулированию региональных властей активнее пользоваться полномочиями по установлению льгот, предоставленных им федеральным налоговым законодательством.
Предложения Торгово-промышленной палаты России по дополнительному налоговому стимулированию предпринимательской деятельности
1. Освободить от налога на имущество основные средства, находящиеся на консервации и реконструкции, т.к их консервация/реконструкция не позволяет использовать имущество в производственной деятельности и получать доходы. Данная льгота также может быть актуальной для объектов социального значения, а также в отношении объектов, использование которых носит сезонный характер.
2. Предусмотреть возможность организациям, использующим упрощенную систему налогообложения, в добровольном порядке становиться плательщиками НДС с целью встраивания в цепочку хозяйственных отношений.
3. Исключить положение о временном характере налогового вычета при исчислении транспортного налога на суммы, уплаченные по системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
4. Установить льготу по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей не общего пользования. Как правило, такие пути являются инфраструктурным объектом и их использование обусловлено собственными потребностями компаний.
5. Проанализировать перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, с целью обоснованности внесения в него отдельных позиций товарной номенклатуры, а также исключения практики льготирования ввоза устаревшего оборудования.
6. Установить налоговые льготы по налогу на прибыль организаций и по упрощенной системе налогообложения при реализации имущества должника при процедуре банкротства. Сегодня полученные средства от реализации имущества банкрота подлежат учету и с них также уплачиваются налоги, таким образом, увеличивая сумму задолженности перед бюджетной системой.
Предоставление предлагаемых льгот позволит не учитывать данные суммы в налоговой задолженности и увеличить размер денежной массы для удовлетворения требований кредиторов других очередей.
7. Установить пониженную ставку по налогу на имущество при вводе в эксплуатацию нового промышленного оборудования (кроме бывшего в употреблении оборудования) на сумму свыше 100 млн. руб. на период 2 года (с даты ввода оборудования в строй).
Такая мера позволит стимулировать обновление парка оборудования путем сокращения периода окупаемости оборудования. Как правило, первый год после пуска новое оборудование проходит обкатку и не работает на полную мощность. Это негативно сказывается на возврате инвестиций.
Предлагаемая мера позволила бы нивелировать данный эффект и мотивировать производителей промышленной продукции к обновлению производственных мощностей.
8. Ввести «прогрессивную шкалу» налогообложения для малого бизнеса. Сейчас в НК РФ установлены границы для применения упрощенной системы налогообложения по выручке.
Предлагается данное ограничение снять и установить размеры налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в зависимости от объемов получаемой налогоплательщиком выручки (рост ставки с ростом объема выручки).
Департамент законотворческой деятельности