Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

Главная

Вступили в силу изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

Центр развития ГЧП. В июле 2014 года были приняты последние на сегодняшний день поправки в законодательство о концессионных соглашениях, направленные, в первую очередь, на стимулирование органов публичной власти и частных инвесторов использовать механизм концессии для реализации инфраструктурных проектов. Основная часть изменений действует с февраля этого года, за исключением нескольких ключевых положений, которые вступили в силу с сегодняшнего дня.

Сегодня, 1 мая 2015 года, в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» закрепляются следующие существенные условия:

 - возможность подачи предложения о заключении соглашения со стороны потенциального инвестора – частная концессионная инициатива;

 - обязательства органов власти по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений;

 - право на заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов одновременно;

 - преимущественное право на выкуп объекта концессионного соглашения, в случае включения его в документы приватизации государственного имущества.

Также вступают в силу изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающие, что государственные или муниципальные гарантии, имущественные права по концессионному соглашению не являются государственными и муниципальными преференциями.

Введение в российскую практику механизма частной концессионной инициативы было подробно рассмотрено в рамках отдельного исследования и является наиболее ожидаемым участниками рынка концессионных проектов инструментом по реализации инфраструктурных проектов. Стоит отметить, что Минэкономразвития сейчас ведет активную работу по сбору дополнительных предложений для совершенствования данного механизма. «Мы уже сейчас понимаем, что его применение на практике потребует в дальнейшем внесения изменений в закон», - подчеркивает директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России Игорь Коваль.

Блок поправок, связанный с объектами концессионного соглашения, инкорпорирован в части 3-5 статьи 4 Федерального закона и регулирует отношения, связанные с возможностью заключения концессионных соглашений в отношении нескольких объектов одновременно (за исключением объектов ЖКХ), утверждением информационного перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и получением концессионером приоритетного права выкупа объекта соглашения в случае добросовестного исполнения им условий концессионного соглашения. Данное право возникает только при включении объектов в документы приватизации имущества и действует по истечении срока действия концессионного соглашения.

«По нашему мнению, наибольший эффект с точки зрения дальнейшего развития рынка проектов ГЧП обеспечит частная концессионная инициатива - утверждает исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко. - Тем не менее, некоторые изменения нуждаются в дополнительной регламентации, как, например, приоритетное право выкупа. На текущий день вопрос, возможно ли такое право в случае прекращения концессионного соглашения по решению сторон, остается нерешенным, и существует риск того, что ряд проектов может быть реализован для осуществления приватизации имущества в краткосрочной перспективе, что ставит под сомнение предмет концессионного закона. Но в любом случае данные поправки – это качественный шаг в развитие рынка инфраструктурных проектов. Мы уже сейчас видим, что многие регионы отказываются от проектов государственно-частного партнерства в рамках региональных законов или каких-то иных инвестиционных схем и все больше склоняются в сторону легитимного механизма концессий».