Санкт-Петербургские ведомости. Дефицит финансов подталкивает регионы к сближению с частными инвесторами. Это и называется государственно-частным партнерством (ГЧП). Одна из популярнейших форм его проявления – дорожное строительство, а самым ярким примером служит Западный скоростной диаметр. И не случайно Петербург первым в России принял закон о ГЧП и запустил первые проекты. Однако теперь на пятки первопроходцу наступает его сосед.
Обмен любезностями
В марте прошлого года Петербург занял первое место в ежегодном рейтинге регионов России по проектам государственно-частного партнерства. Его составил Центр развития ГЧП совместно с Торгово-промышленной палатой РФ при поддержке Минэкономразвития. В этом же году лидером рейтинга стала Ленинградская область.
В отличие от Петербурга Ленобласть активизирует партнерские усилия не только в дорожной сфере. В приоритете у 47-го региона – здравоохранение и физкультура. «Речь о создании областного центра медицинской реабилитации в Коммунаре на 200 коек и строительстве спортивных комплексов и плавательных бассейнов в муниципальных образованиях», – пояснили в областном правительстве.
В 2014 году вступили в силу изменения в федеральный закон №115 «О концессионных соглашениях». Теперь по этому принципу «Газпром теплоэнерго» намерен построить 11 газовых котельных в Приозерском, Тихвинском, Бокситогорском, Подпорожском и Лужском районах по соглашению с правительством региона. Компания вложит в реконструкцию и строительство котельных и сетей 18 млрд рублей до 2019 года.
Концессия – старейший и один из самых распространенных видов ГЧП. В нашем случае инвестор получит в управление объекты, которые, однако, останутся в собственности муниципалитетов. Окупать вложения планируют за счет тарифа и модернизации сетей. Кроме того, «Газпром» намерен снизить себестоимость производства теплоэнергии.
Что плохо лежит
В конце прошлого года в региональное законодательство были внесены изменения, которые связаны с еще одной инициативой Ленобласти: все муниципальное имущество старше пяти лет должно быть передано в концессию. Единственным исключением станет имущество, находящееся в долгосрочной аренде. Поправки позволят провести конкурс за 45 дней, хотя ранее этот процесс занимал не менее 6 месяцев. С помощью концессии регион намерен привлекать средства на реконструкцию объектов.
«Муниципалитетам предстоит в сжатые сроки оценить и оформить имущество, найти концессионера, заключить с ним соглашение. Это непростая задача, поэтому вместе с местными властями мы будем изыскивать бюджетные средства для софинансирования, без которых в этой сфере не обойтись», – говорит вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский.
Кстати, это соответствует и общероссийскому тренду. Недавно все субъекты Федерации провели оценку эффективности муниципальных унитарных предприятий. Неэффективными признаны 28% МУП, и теперь все они должны быть переданы в концессию.
По словам главы Минстроя России Михаила Меня, в график передачи в концессию после первичной оценки вошли 982 унитарных предприятия. Кстати, ведомство запустило интерактивную систему контроля за передачей МУП в концессию.
Штучный товар
Заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Козак считает, что в законодательстве созданы все условия для прихода частных инвестиций в ЖКХ. «Мы рассматриваем возможность уже в этом году изыскать дополнительные средства, чтобы субсидировать процентные ставки по кредитам для концессионеров, – заявил недавно чиновник. – На 2016 – 2017 годы исключительно для этих целей в Фонде ЖКХ предусмотрено 13 млрд рублей».
Участники рынка пока отзываются о концессиях аккуратно, считая, что эта форма государственно-частного партнерства пока не слишком эффективна в сфере энергетики. Она могла бы быть выгоднее, если бы правила игры на рынке инфраструктуры стали прозрачными. Кроме того, нынешняя ситуация в экономике вряд ли добавляет уверенности потенциальным инвесторам.
«Реализация проекта ГЧП зависит от многих факторов, – считает старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры» Ирина Митина. – Такие проекты всегда сложнее, они зависят от политической воли и организационных моментов, таких как изъятие земельных участков или передача имущества. Кроме того, проекты должны быть интересны частным инвесторам».
Получается, что пока любой такой проект – «штучный товар». Но, видимо, правительство всерьез решило поставить производство на поток.