В «Экспоцентре» на Краснопресненской набережной прошли мероприятия, посвященные Дню российского предпринимательства.
День начался деловым завтраком, который провел Президент ТПП РФ Сергей Катырин с представителями компаний с государственным участием и представителями малого бизнеса. Был обсужден ход реализации ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», иными словами, участники делового завтрака пытались ответить на вопрос, как сделать малый бизнес равноправным участником тендеров компаний с госучастием.
Тон дискуссии задал Сергей Катырин. Он представил взгляд малого и среднего бизнеса на ситуацию с торгами.
Низка степень информационной открытости, плохо отработан регламент закупочной деятельности, считает бизнес. Почему планы закупок не публикуются; информация о закупке размещается не на специализированном общероссийском сайте, а на одной из коммерческих электронных площадок? Когда появятся единые правила проведения закупочных процедур?
Подготовка заявки – дело сложное и хлопотное для малого бизнеса; высоки финансовые затраты. Зачем для участия в торгах нужно предоставлять огромное, явно избыточное количество документов? Почему заказчик придумывает свои, обычно весьма витиеватые, правила? Почему финансовое обеспечение участия в торгах часто превышает возможности потенциального участника; зачем надо получать электронные подписи для аккредитации на площадках компаний?
Очень часто предъявляются необоснованные требования к участникам закупок (предоставление лицензий, не имеющих отношения к предмету закупки, документов добровольной отраслевой сертификации, не существующих в природе сертификатов и справок; документов о наличии в штате поставщика квалифицированных специалистов, сертифицированных производителем и т.д.). К тому же в стране работает огромное, избыточное число электронных площадок (не менее 120); для участия в тендере надо всякий раз регистрироваться. Нужно ли такое количество площадок?
Первый заместитель генерального директора по инвестиционной деятельности ОАО «Россети» Дан Беленький подчеркнул: если планы закупок не находятся в открытом доступе – это нарушение законодательства, как и завышенные требования по допуску к конкурсным процедурам (закон предусматривает простые и понятные требования). Подобное поведение крупных компаний нередко продиктовано стремлением отдать заказ «своим», «прикормленным» фирмам. Малому бизнесу следует не бояться обращаться в Федеральную антимонопольную службу, она в таких случаях реально помогает.
Директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования ОАО «РусГидро» Олег Киселев считает, что и само законодательство надо в некоторых аспектах еще дорабатывать, поэтому некоторые накладки объясняются «болезнями роста», что, естественно, ни в коем случае не оправдывает намеренное усложнение процедур, чтобы не допустить к тендеру «чужих».
По ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» мы строим контрактную систему, одновременно максимально перестраивая то, что было неверным, что уже до появления этого закона не оправдало наших надежд и ожиданий, сказал замминистра экономразвития РФ Евгений Елин. По ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» тоже, естественно, вносятся корректировки, но осторожно, предварительно накапливая опыт по применению тех или иных его положений. Острый вопрос – распространенность закупок у одного поставщика. Сегодня они составляют 40 процентов закупок; но к этому надо добавить еще 43 процента, как сказал замминистра, «замаскированных» подобных закупок. Уже насчитывается 2,5 тысячи вариантов процедур, которыми маскируется конкретная цель – отдать контракт одному-единственному поставщику.
Участник делового завтрака вице-президент Сбербанка Андрей Шаров с этой цифрой не согласился; по его словам, в реальности уже существует около 16 тыс. способов закупки.
Председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова поделилась личным опытом участия в торгах. Для того, чтобы подать заявку в электронном виде, надо к каждой - каждой! - закупке подготовить до 200 страниц документов. Зарегистрироваться на электронной площадке можно в течение 5-6 дней, быстрее не получится. Один только список документов, которые надо предоставить, занимает три страницы. По мнению Елены Дыбовой, нужно вести единый реестр надежных партнеров, такой, как есть у ТПП РФ; предоставила компания все документы – получила свидетельство, которого должно быть достаточно для допуска к торгам.
Впрочем, по мнению, например, упомянутого уже Дана Беленького, такой реестр не все может предусмотреть. Как, в частности, унифицировать требования по квалификации исполнителей? Они весьма разнятся в каждом отдельном случае. Председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Александр Ястриб вообще считает, что требования завышаются специально, ради того, чтобы отсечь от торгов «чужих»; возможно, в стране надо создать национальный сертификационный центр, с сертификатом которого можно смело претендовать на участие в торгах? Пока же, по его мнению, избыточное количество процедур, предлагаемых претендентам на участие в тендере, как и намеренно высокие (неоправданно завышенные) требования практически отсекают малый и средний бизнес от участия в торгах.
Активно на деловом завтраке обсуждалась тема электронных площадок как таковых. Были сторонники того, чтобы не сокращать количество площадок – пусть конкуренция выявит лучшие из них, которые и победят в конце концов. Высказывались мнения, что в условиях нашей страны такой «эволюционный путь» наведения порядка растянется на десятилетия.
Вице-президент Внешэкономбанка Ирина Макиева полагает, что нужно добиться уменьшения числа электронных площадок уже потому, что чем их меньше, тем понятнее и прозрачнее правила и тем проще контролировать их исполнение. Коммерческий директор электронной торговой площадки «В2В-center» Андрей Бойко тоже выступил за жесткое ограничение числа площадок. В частности именно из-за огромного их числа на многих из них сформировались своеобразные «закрытые клубы поставщиков», куда посторонний ни за что не прорвется, даже если его товар лучше, качественнее, технологичнее и дешевле, чем у «своих». Такая ситуация, уж точно, не на пользу экономике и обществу.
Замминистра экономразвития РФ Евгений Елин уверен, что не следует насильно сокращать число электронных площадок. Нужно просто ужесточать требования, направленные на то, чтобы площадки были именно такими, как нужно экономике, и добиваться максимальной прозрачности в их работе. В результате останутся лучшие, заявил замминистра.
Общий вывод участников дискуссии был следующим: нужно создавать рабочую группу из представителей компаний с государственным участием, органов власти и ТПП РФ как структуру, представляющую интересы малого и среднего бизнеса. Это даст возможность выработать единые требования к надежным поставщикам в сфере закупок и облегчит доступ к торгам малому и среднему предпринимательству.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь
Фотогалерея