День российского предпринимательства: Стратегия прорыва

Главная

День российского предпринимательства: Стратегия прорыва

В «Экспоцентре» на Краснопресненской набережной в рамках мероприятий, посвященных Дню российского предпринимательства, прошло пленарное заседание Всероссийской конференции «Малый и средний бизнес: стратегия порыва». Участники конференции обсуждали ситуацию с российским малым бизнесом. В развитом мире он дает 60-70 и более процентов ВВП, а у нас пока только двадцать. Какие нужно использовать пути и возможности, чтобы увеличить показатель в два раза и более?

В названии темы конференции есть слова «стратегия прорыва» сказал, открывая мероприятие, Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Если малый и средний бизнес получит возможность работать по-настоящему, в полную силу, без бюрократических ограничений, если он будет поддержан, то прорыв, действительно возможен, и вклад этого предпринимательства в экономику резко возрастет. Потенциал есть. Прошедший недавно Госсовет РФ, посвященный вопросу развития малого и среднего предпринимательства в России, подтвердил это и наметил направления работы. О том, что надо сделать, пусть сегодня говорят сами малые предприниматели, а представители власти, финансовых структур ответят на их вопросы.

Слово взял предприниматель из Тулы Александр Чернецов. Да, малый бизнес должен получать до 18 процентов госзаказа и заказа предприятий с государственным участием.
Но на практике крупные предприятия предлагают прежде всего малым фирмам заняться… уборкой мусора, поставкой продовольствия в столовую, охраной и решением прочих подобных «высокотехнологичных» заводских проблем. Техническую документацию дают крайне неохотно; более того: например, красноярское предприятие, объявляя тендер, предложило фирме Чернецова … съездить в город на Енисее прочитать технические условия; переслать информацию интернетом отказались, ссылаясь на «коммерческую тайну» (которая, естественно, будет доступна всем участникам торгов). Предлагается: подумать о преференциях для крупных предприятий, которые встраивают малый бизнес в свою технологическую цепочку. Если продукцию можно заказать и за рубежом, и в РФ, предпочтение надо отдавать российским изделиям. Надо также создать с участием ТПП РФ механизм «стыковки связей» (механизм кооперации) через Реестр надежных партнеров.

Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев напомнил, что требование отдавать малому и среднему бизнесу 18 процентов госзаказа и заказа предприятий с госучастием вступит в силу с июля этого года. Впрочем, по мнению Фомичева, крупные предприятия будут еще долго «раскачиваться». Идеал – чтобы, как это давно сделано в развитых странах, крупные заводы были окружены сетью малых предприятий, включенных в производственную цепочку. Малые и средние предприятия должны вплотную заняться сертификацией своей продукции, а крупные – работать с малым бизнесом, разъяснять свои требования, приучать к исполнению своих стандартов. 

Предприниматель из Калининградской области Павел Цынбалий считает, что для прорыва в сельском бизнесе необходимо, в частности, решить вопрос с необрабатываемыми землями сельскохозяйственного назначения. Сегодня нет механизмов их изъятия и передачи более эффективным компаниям. Необходимо обеспечить максимально публичное предоставление информации о таких земельных участках (собственники, предложения по продаже и аренде и т.д.). Это поможет легализовать данную сферу для предпринимателей, заинтересованных в увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Эти проблемы особо остро бросаются в глаза в области, граничащей с Литвой и Польшей, где все это после падения социализма уже решено, где все прозрачно; не возделываешь землю – можешь ее потерять; государство с помощью денег регулирует даже время косьбы, например, в болотистых местах – если косишь после того, как молодняк дикой птицы «стал на крыло», – получи премию. Вот это подход и к сельскому бизнесу, и к охране природы, подчеркнул предприниматель из Калининградской области. Наконец, надо снижать контрольно-надзорную нагрузку на бизнес, от которой многие предприниматели уже просто задыхаются.

Собравшиеся в зале предприниматели аплодисментами приветствовали сообщение губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, что в регионе реально снижают контрольно-надзорную нагрузку на бизнес. Запрещено вообще приостанавливать деятельность предприятия, пока не поработает согласительная комиссия, которая, как правило, и снимает «острые вопросы». Если проверка не обнаружила нарушений, то следующий раз проверять предприятие можно только через три года и т.д. Но, к сожалению, это все делается на региональном уровне. Проведение проверок представительствами федеральных властей от области не зависит. Правда, Сергей Морозов сказал, что этот вопрос все же будут решать. 

Начальник Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры РФ Алексей Пухов порадовал предпринимателей, сообщив, что проверок было бы еще больше, если бы не усилия прокуратуры. Исключено проведение 60 тысяч плановых и 15 тысяч внеплановых проверок в 2015 году, сообщил он. 

Начальник управления организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Людмила Симкалова предложила вспомнить девяностые годы. Тогда было до миллиона проверок в год; а вот на 2015-й запланировано 243 тысячи проверок. Тоже немало, но меньше в четыре раза. А в будущем (над этим уже работают) все фирмы будут классифицированы по степени опасности в плане санитарно-биологической безопасности и защиты прав потребителя. Прогноз таков: это избавит подавляющее большинство фирм от проверок; а если нарушений не будет – то не будет и внеплановых визитов проверяющих.

О том, как непросто решать поставленные предпринимателем из Калининградской области «земельные вопросы», рассказал на примере своего региона заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров.

Предприниматель из Обнинска Рахим Розиев (инновационная деятельность) считает, что для прорыва необходимо открыть бизнесу доступ к связанным льготным кредитам на модернизацию оборудования. Нужны также «центры компетенций»; по мнению Рахима Розиева, идеальным примером такого центра могут служить еще советские научно-исследовательские институты, где под одной крышей собирались ученые и производственники и воплощали «в металле» идею. 

По состоянию на 19 мая банк выдал порядка 115 млрд руб. в виде кредитов для малого и среднего бизнеса, при этом объем кредитования малого бизнеса составил порядка 76,3 млрд руб., сообщил вице-президента ОАО «Сбербанк России» Андрей Шаров. Банк намерен и дальше работать на этом направлении. 

А вот председатель Правления АО «МСП Банк» Сергей Крюков считает, что пора прекращать снабжать ресурсами малый бизнес из разных источников. Средства дробятся¸ часто не доходят до тех, кто в них больше нуждается. Ситуацию в регионах лучше всего знают регионалы; им известно, кто и как работает. Надо объединять потоки; это даст возможность малому бизнесу перевооружиться и выпускать продукцию высокого качества, а значит, им будет легче встроиться в технологические цепочки крупных госпредприятий, участвовать в госзаказе.

По мнению предпринимателя из Белгородской области Владимира Шапоренко, необходимо ввести первичное обучение предпринимателей основам бизнеса, знакомить их с существующими формами государственной поддержки, предоставлять бесплатную юридическую помощь со стороны государства по аналогии бесплатных адвокатов для граждан. Хорошо также хотя бы на год предоставить для нового малого бизнеса и бесплатные бухгалтерские консультации.


На конференции также выступили президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин (надо обязательно давать желающим заняться бизнесом основополагающие знания – это общепринятая практика в мире); руководитель Агентства по делам молодежи Сергей Поспелов (молодежь надо заинтересовать бизнесом); заместитель Председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов (надо воспитывать бизнесменов, а это невозможно без наставничества).

Предприниматель из Москвы, председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова продемонстрировала участникам совещания два совершенно одинаковых изделия, но… проданных по разной цене заказчикам торгов: разница в цене составила порядка 400 процентов. Вывод: из системы госзакупок нужно вычищать коррупцию. Нужен единый классификатор товаров и услуг, тогда недобросовестные заказчики не смогут задирать цену в разы¸ чтобы положить разницу в карман, а торги станут заметно прозрачнее.

Перед участниками совещания выступила заместитель начальника управления налогообложения ФНС России Евгения Круглова (последние многочисленные изменения в налоговом ведомстве были определены изменениями в законодательстве; ведомство активно работает над упрощением отчетности и предлагает все больше электронных сервисов, которые помогут налогоплательщикам).

Нужно повышать компетенцию предпринимателей, подчеркнула директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Наталья Ларионова. Надо буквально «выращивать» малый и средний бизнес – производственный, инновационный, который сможет ориентироваться на крупные предприятия, сможет работать с ними в одной связке. Тогда участие в госзакупках в целом и закупках компаний с госучастием будет полезно, выгодно и перспективно для всех сторон. Только тот, кто может конкурировать на отечественном рынке, способен выдержать конкуренцию на внешнем рынке.

В ходе конференции были проведены два интерактивных опроса.

Так, участники мероприятия выбрали из предложенного списка главную проблему, мешающую малому и среднему бизнесу развиваться; по мнению предпринимателей, – это высокие ставки по кредитам; далее следуют коррупция и высокие налоги.

Отвечая на вопрос, какие меры поддержки начинающих предпринимателей будут максимально эффективными, участники совещания выбрали прежде всего бесплатное бухгалтерское и юридическое сопровождение в течение первого года; на втором месте – введение обязательного бесплатного обучения при регистрации бизнеса; на третьем – адресная информационная поддержка вновь зарегистрированным предпринимателям.

Подвел итоги конференции Сергей Катырин. Он, в частности, сообщил, что высказанные в ходе дискуссии предложения будут переданы соответствующим властным структурам.

Вечером того же дня, встречаясь в «Экспоцентре» с лауреатами и победителями Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий», Президент Палаты сообщил, что им уже переданы главе государства ряд предложений участников пленарного заседания в ходе встречи Владимира Путина с Уполномоченным по защите прав предпринимателей, на которой присутствовали руководители крупнейших бизнес-объединений страны.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь

Фотогалерея
image description Документы
26.05 РБК ТВ. День российского предпринимательства.doc
26.05 РБК ТВ. Малый и средний бизнес стратегия прорыва 2.doc
26.05 Строительство.ru. Жаркий День российского предпринимательства в столичном Экспоцентре.doc
26.05 Росмолодежь. Антикризисные меры и поддержку предпринимательства обсудили в Москве.doc
26.05 РБК ТВ. Меры поддержки малого бизнеса и субсидирование небольших предприятий.doc
26.05 РБК ТВ. Малый и средний бизнес стратегия прорыва Интервью Т. Палагиной.doc
26.05 РБК ТВ. Малый и средний бизнес стратегия прорыва.doc
26.05 РБК ТВ. День российского предпринимательства На что жалуются бизнесмены.doc
26.05 Диалог.ru. День российского предпринимательства в Экспоцентре проблемы и перспективы среднего и малого бизнеса России.doc
26.05 Диалог.ru. В Экспоцентре прошли деловые мероприятия, посвященные Дню российского предпринимательства.doc
28.05 Трибуна. День российского предпринимательства Стратегия прорыва.doc
26.05 Российская бизнес-газета. Большой смотр.doc
28.05 Трибуна. Главный праздник бизнесменов.doc
27.05 Новые Известия. Подарки к празднику.doc
27.05 Мангазея. В Экспоцентре отметили День российского предпринимательства.doc
27.05 Инициативы XXI века. В Экспоцентре отметили День российского предпринимательства.doc