Региональный российский и марокканский бизнес намерен наращивать и диверсифицировать двустороннее торгово-экономическое сотрудничество, делая акцент не только на традиционные отрасли, но и на развитие инноваций и высоких технологий.
Такой тезис стал ключевым на прошедшей встрече директора Департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП России Александра Копкова и управляющего директора государственной организации по содействию развитию экспорта Марокко «Maroc Export» Захры Маафири.
Г-жа Маафири отметила, что находится в России во главе делегации марокканских предпринимателей, представляющих такие отрасли, как косметика, кожевенные изделия, обувь, одежда, текстиль. Делегация посетила и провела успешные встречи в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Встречи и переговоры в формате В2В с российскими предпринимателями состоятся также и в Москве.
Участники мероприятия сошлись во мнении, что серьезным импульсом для наращивания взаимной торговли стал официальный визит короля Марокко Мухаммеда VI Бен Аль Хассана в Москву в марте текущего года, в рамках которого были подписаны ряд важных бизнес-соглашений между нашими крупными компаниями. Контакты между представителями бизнеса двух стран развиваются также благодаря усилиям государственной организации по содействию развитию экспорта Maroc Export, Посольства Марокко в Москве, Российско-Марокканского и Российско-Арабского деловых советов при поддержке Торгово-промышленной палаты России.
Несмотря на положительную динамику роста объема двустороннего торгово-экономического сотрудничества России и Марокко (за период январь-май 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года он увеличился на 28 процентов и составил 529,3 млн. долл.) его потенциал пока раскрыт не полностью, отметил Александр Копков.
По его словам, бизнесу необходимо делать более активные шаги навстречу друг другу: сегодня в России порядка 200 крупных компаний с государственным участием, а всего зарегистрировано более 5 миллионов юридических лиц. С Марокко же работает лишь небольшая группа компаний. Кроме того, необходимо наладить постоянный обмен экономической и деловой информацией о законодательстве, инвестиционном и деловом климате, выставках и ярмарках, тендерах, конкретных проектах и т.д. Важно активнее вовлекать в двусторонние деловые связи малый и средний бизнес, уточнил Александр Копков.
Отдельно стороны обсудили возможности наращивания количества российских туристов в Марокко (сегодня это более 30 тыс. человек ежегодно) и регулярность прямых авиарейсов (сегодня это 3 рейса в неделю). Важны и такие направления, как возобновляемые источники энергии, где Марокко реализует сегодня целый комплекс стратегических госпрограмм (в частности, в сфере солнечной энергетики). По словам главы марокканской делегации, страна готова экспортировать 400 тыс. автомобилей ежегодно, а также детали для самолетов и другие товары с высокой добавленной стоимостью.
Представители марокканской делегации также отметили огромный экономический потенциал российских регионов, в том числе в сфере инноваций и высоких технологий, инвестиций, торговли. При этом глава делегации пожелала, чтобы и российские партнеры активнее выезжали с бизнес-миссиями в Марокко, знакомились и изучали возможности не только столичных производств, но также промышленных объектов на атлантическом побережье, получали представление о потенциале южных регионов африканского государства.
В этой связи, Александр Копков отметил, что Торгово-промышленная палата РФ всячески поддержит эту инициативу и информировал руководителя «Maroc Export» о ходе подготовки делегации российских предпринимателей для участи в российско-марокканском деловом форуме, запланированном на 20-22 сентября с.г.
Более подробную информацию о миссии представили представители Российско-Арабского и Российско-Марокканского деловых советов. Достигнута договоренность о координации сторон по программе предстоящего мероприятия.
В заключение Александр Копков остановился на некоторых направлениях деятельности ТПП России, которые могут сыграть большую роль в выходе марокканского бизнеса в регионы. Он подчеркнул, что Палата готова стать для этого хорошим помощником, в частности, продвигая деловую информацию, предоставляя услуги по проведению выставок и ярмарок и т.п. Сегодня в систему ТПП России входит 180 территориальных торгово-промышленных палат, а их членами являются более 50 тысяч компаний различного профиля, напомнил он.
Пресс-служба ТПП РФ, Т. Абдуллаев