В ТПП РФ состоялась презентация книги «Торгово-промышленные палаты и биржевые комитеты России в годы Первой мировой войны», подготовленной в рамках совместного проекта ТПП РФ и научно-исследовательского центра АИРО-XXI.
Открыл презентацию и представил издание Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он назвал проект успешным, особенно учитывая в целом незначительное количество исследований по тематике Первой мировой в отечественной историографии. Во многом труд получился необычным, поскольку раскрывает обстановку в предреволюционной России с нового ракурса. В частности, это касается биржевых комитетов, которые, по словам Сергея Катырина, работали фактически на уровне госполитики. Эти комитеты вместе с торговыми палатами стали в период Первой мировой организациями, представляющими интересы торгово-промышленного класса страны. То есть, именно тогда сформировалась миссия системы ТПП. Тогда же прозвучало и предупреждение руководству страны об угрозе серьезного экономического, а затем и политического кризиса. Тогдашние бюрократы голос бизнеса не услышали.
Руководитель авторского коллектива, вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков напомнил, что в этом году исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны. Многие организации представили проекты, связанные с этой темой. Палате тоже есть, что сказать, подчеркнул Александр Рыбаков. Исследований о военной истории того времени сделано достаточно, а вот экономика начала века практически оставалась в тени. По словам Александра Рыбакова, авторы книги стремились к тому, чтобы читатель получил не политизированную книгу, а вызывающую эмоции, побуждающую к размышлениям и открывающую ранее неизвестные факты. Например, традиционно считается, что продразверстку ввели большевики, тогда как в действительности эта мера впервые использовалась еще в 1916 году.
По мнению президента АИРО-XXI Геннадия Бордюгова, именно предпринимательский класс, бизнес-элита России приложила серьезные усилия для выживания государства в сложный период истории. Книга ярко отражает столкновение бизнеса и царской бюрократии, а также социальные изменения предпринимательского класса. При создании исследования использовались 3 центральных архива и около 80 фондов, причем 80 процентов документов представлены впервые.
Вице-президент Российской Ассоциации историков Первой мировой войны Григорий Шкундин также отметил важность и актуальность исследования, поскольку невозможно составить полной картины эпохи, без описания всех процессов, происходивших на фоне военных и дипломатических событий предвоенного и военного времени – в первую очередь, экономических. Также, по его мнению, книга являет собой актуальный пример для современных предпринимателей, поскольку содержит информацию о социальной ответственности бизнеса.
Ректор международного независимого эколого-политического университета Сергей Степанов отметил роль торговых и деловых связей для укрепления мира в сложные периоды мировой истории, которая актуальна и по сей день.
В заключение члены авторского коллектива ответили на вопросы журналистов.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А. Казимирко-Кириллова