В Красноярске 26-28 февраля проходит ХII Красноярский экономический форум (КЭФ). В его работе принимает участие делегация ТПП РФ во главе с Президентом Палаты Сергеем Катыриным.
Первый основной рабочий день КЭФ открылся 27 февраля пленарным заседанием основной деловой программы «Россия и страны АТР. От политики интеграции к проектам развития».
Состоялся также ряд «круглых столов». Одним из центральных стал «круглый стол», посвященный перспективам взаимодействия России и Латинской Америки. В его работе принял участие и выступил перед собравшимися Сергей Катырин. Выступление Президента Палаты было посвящено роли Деловых советов ТПП РФ в развитии отношений с латиноамериканским бизнес-сообществом.
Значение Латинской Америки как нашего экономического партнера обусловлено целым рядом факторов, сказал Сергей Катырин. Латинская Америка – это динамично развивающийся регион, который играет всё возрастающую роль в международной политике и в системе мирохозяйственных связей. С большинством латиноамериканских стран у России сложились хорошие политические отношения.
Национальные руководящие кадры многих из этих государств, как и многие нынешние бизнесмены, получили образование в СССР или России, владеют русским языком, а это облегчает общение и установление деловых доверительных отношений. Экономики России и стран Латинской Америки во многом взаимодополняемы, а в странах региона востребованы российские товары и технологии. Наконец, как известно, страны региона не присоединились к антироссийским санкциям, несмотря на серьезное давление со стороны США и ЕС, это является хорошей основой для наращивания торгово-экономического сотрудничества.
Необходимо, в частности, развивать такое важное направление, как горизонтальные связи, то, что принято называть b2b. Так, при Палате созданы Деловые советы с шестью странами: Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой, Мексикой, Кубой, Чили. Предприниматели особенно высоко оценивают их работу на бразильском, чилийском, кубинском направлениях.
Сергей Катырин сообщил также, что 26 февраля в ТПП РФ прошел Международный форум «ИТ-индустрия Евразийского экономического союза. Terra incognita – перспективы сотрудничества с Латинской Америкой и Южной Африкой». Форум вызвал большой интерес как у предпринимателей, так и у государственных структур России и стран Латинской Америки. Были выдвинуты конкретные предложения для расширения и углубления сотрудничества.
Сергей Катырин рассказал о такой популярной форме установления контактов предпринимателей, как презентации, проводимые в ТПП РФ. За последнее время были проведены презентации экономического и инвестиционного потенциалов Бразилии, Колумбии, Гватемалы, Гондураса, Кубы, Сальвадора. Популярность презентаций говорит о взаимном стремлении к взаимодействию, сотрудничеству предпринимателей, но также о том, что необходимо организовать более широкий обмен деловой информацией.
Налаживание обмена информацией относительно возможностей и потребностей российского и латиноамериканского бизнеса – это сегодня самая главная задача. Нужна также информация об условиях организации и ведения бизнеса. Очень важно развивать горизонтальные связи на уровне регионов. Есть большая потребность в бизнес-миссиях, причем нужно поддерживать активное участие в них представителей малого и среднего бизнеса, которым самостоятельно искать контакты за рубежом весьма накладно. Мы, подчеркнул Сергей Катырин, ставим перед деловыми советами также задачу определять «узкие места», вскрывать мешающие сотрудничеству проблемы с тем, чтобы ставить соответствующие вопросы перед двусторонними межправкомиссиями и добиваться их решения. Мы можем очень многое сделать, если будем работать все вместе, подытожил Сергей Катырин.
В рамках форума состоялось также заседание Совета при Полномочном представителе президента РФ в СФО. Обсуждался вопрос «О мерах по реализации региональных планов содействия импортозамещению». Выступая на заседании, Сергей Катырин отметил, что весь импорт заместить невозможно, да это никто в мире и не делает. Нужно определиться, что и когда необходимо замещать. Нужно выделить главные направления, важные для страны, где зависимость от импорта – 80-90 процентов, а это станкостроение, тяжелое машиностроение и т.д.
Государство должно определить направления и обеспечить преференции для исполнителей, подчеркнул Сергей Катырин. Это могут быть налоговые преференции и административные (льготные условия аренды, например). Необходимо также поощрять крупные предприятия, чтобы они включали в производственную цепочку малые и средние предприятия.
Минпромторг РФ к апрелю подготовит 18 отраслевых программ по импортозамещению. ТПП РФ считает, что надо в первую очередь определиться, где конкретно государство решит оказывать помощь бизнесу. И необходимо основываться на региональной информации, чтобы сориентировать бизнес на местах, так как не каждый малый и средний бизнес, а подчас и бизнес крупный может четко определить для себя возможность работы по импортозамещению в своем регионе. Безусловно, под эту работу предстоит создать соответствующую нормативную базу. Речь идет и об изменениях в действующем законодательстве, и о разработке и принятии новых законодательных актов.
Далее Сергей Катырин остановился на теме госзаказа и заказа компаний с государственным участием. Это порядка 12-13 трлн рублей. Палата с 2013 г. вела с Правительством диалог о предоставлении преференций в отношении цены контракта в размере не менее 15 процентов для всех видов отечественных товаров с учетом степени локализации производства. Наши аргументы отчасти были услышаны: в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ для отдельных видов товаров в рамках контрактной системы теперь действуют 15 процентов преференции в отношении цены контракта для поставщиков товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения. Но список товаров, к сожалению, ограничен. Вообще в нынешних условиях, считает Сергей Катырин, следует увеличить порог с 15 до 20 процентов.
Далее Сергей Катырин затронул тему определения страны происхождения товаров для целей госзаказа (речь о сертификатах происхождения, которые выдаются торгово-промышленными палатами). ТПП РФ считает необходимым изменить порядок определения страны происхождения товаров для целей госзаказа с декларативного уровня на уровень документального подтверждения (это обеспечит правомерность предоставления участникам государственных и муниципальных закупок предусмотренных законодательством льгот). Именно механизм подтверждения страны происхождения товаров может стать одним из действенных инструментов по снижению «серого» импорта санкционных товаров, в том числе продуктов питания.
В Палату уже обращаются крупные госкомпании с просьбой оказать содействие в поиске партнеров среди МСБ, способных заместить иностранных партнеров. Анализ успешного зарубежного опыта показывает, что в развитых странах кооперация с крупным предприятием приносит малому бизнесу ощутимую выгоду. Одной из перспективных форм кооперации, которую активно продвигает ТПП РФ, является развитие субконтрактации. В последнее время активно обсуждается также вопрос участия МСП как субподрядчика при исполнении заказа крупными оборонными предприятиями.
При разработке механизмов взаимодействия в ОПК следует посмотреть на зарубежный опыт. Там эти механизмы уже отлажены. Квота для малого бизнеса по гособоронзаказу в США составляет 22 процента, через субконтракты – 36 процентов.
У Палаты, подчеркнул Сергей Катырин, имеется целый комплекс предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и собственно механизмов вовлечения в технологические цепочки крупных предприятий малого и среднего производственного бизнеса.
Сегодня же прошло также заседание Ассоциации торгово-промышленных палат Сибири, которое открыл Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Был рассмотрен ход реализации совместной программы ТПП РФ и ЦМТ по продвижению российского бизнеса на внешние рынки «Экспортный потенциал России». Участники заседания рассмотрели также ряд других вопросов: «О роли независимой оценки системы ТПП РФ при госзакупках»; «Об опыте Кузбасской ТПП в проведении независимых образовательных программ в системе независимой оценки».
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь