5 июня в рамках Молодежного дня ПМЭФ-21 прошла секция «Предприниматель 21 века: реальные ценности нового времени».
Основными вопросами дискуссии стали обсуждение ценностей и трендов развития бизнеса будущего; российского курса на «зеленую экономику» и цифровизацию бизнеса; тенденций концентрации на человеке и социальной ответственности бизнеса; навыках и компетенциях предпринимателей нового поколения.
Модератором мероприятия выступила вице-президент ТПП России Елена Дыбова, которая в начале секции обозначила, что в настоящее время происходит смещение ценностей предпринимательства, в частности, пандемия ускорила изменение подходов и стереотипов мышления и предпринимательской психологии, и реальной ценностью предпринимательства становится не столько получение прибыли, сколько вклад в общество, социальная ответственность бизнеса, развитие инфраструктуры и формирование новых смыслов.
Модератор поставила на обсуждение вопрос: какие направления станут стратегическими для XXI века, кто, где и на чем будет зарабатывать в XXI веке?
Отвечая на вопрос модератора, Константин Долгов, заместитель председателя Комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ, высказал позицию, что реальной ценностью бизнеса завтра станет развитие альтернативных видов топлив, вопросы выживания человека, вопросы конкурентных преимущества стран мира, вопросы развития искусственного интеллекта, сферы IT и, несомненно, вопросы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной акцент будет сделан на сопряжение социальной ответственности бизнеса с получением прибыли.
В своем выступлении Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза, осветил вопросы развития российского рынка органической продукции, уделил внимание вопросам повышения заинтересованности молодых предпринимателей заниматься органическим производством и инструментам стимулирования бизнеса в сфере органического сельского хозяйства. «На примере международного опыта: основной ценностью европейского бизнесмена является отношение к животным, важность того, что предприниматель оставит после себя и приверженность здоровому образу жизни. Наиболее успешными в бизнесе сегодня являются те, кто могут соединить все три компоненты».
Олег Семененко, управляющий директор – начальник Управления GR и работы со специальными проектами ПАО Сбербанк, отвечая на вопрос модератора высказал мнение о том, что реальной ценностью нового времени станет элемент опережения конкурента и ориентация на конечного потребителя, вопросы воспитания молодого поколения, востребованность онлайн-обучения и усиливающаяся роль экосистем.
Никита Литвинов, генеральный директор ООО «Простое дело» отметил, что у предпринимателей сформирован большой запрос на новые компетенции, умения, навыки, чтобы уже сейчас влиться в тренды и перспективные направления будущего. «Реальной ценностью нового времени для бизнеса становятся инновации, новые форматы образования, также помимо предоставления экономической ценности для клиента важен социальный и экологический эффект, который несет бизнес».
Продолжая дискуссию, Инди Гогохия, основатель агентства по управлению брендом «Genius Code», отметила важность использования молодыми предпринимателями дистанционных методов продвижения и продаж с использованием различных интернет-инструментов, а также новый тренд на современные и креативные профессии.
Валентина Ким, основатель семейной компании «Шоколадная студия», подняла вопросы применения предпринимательских навыков для решения социальных проблем и рассказала о своем практическом опыте участия в благоустройстве территорий, волонтерстве и благотворительности.
Максим Никитинский, основатель бизнес-кластера «Дело», привел конкретные примеры молодых предпринимателей, которые формируют экономику будущего за счет технологического подхода, например, в онлайн-образовании, IT-секторе, недвижимости и сфере маркетинга.
В ходе дискуссии был поставлен вопрос о том, изменила ли пандемия реальные ценности разных поколений. В режиме блиц-опроса участники высказали различные позиции и мнения.
Подводя итоги, Елена Дыбова поблагодарила всех присутствующих за «живую дискуссию», и в заключение отметила, что «молодые предприниматели сегодня формируют экономику завтрашнего дня, создавая новые тренды, продукты и услуги. Предприниматель должен создавать свой капитал не только как материальный актив, а задумываясь, что он оставит после себя. В постпандемийной реальности основными ценностями станут отношение внешнего мира, умение человека думать, задумываться и искать нестандартные подходы».
Департамент развития предпринимательства, К. Каменева