Сегодня в сложившейся ситуации, очевидно, необходимо проработать вопрос о разделении банков на две категории: коммерческие банки и инвестиционные, заявил Президент ТПП РФ Сергей Катырин на съезде Ассоциации российских банков.
Одна из главных проблем российского малого и среднего бизнеса – затрудненный доступ к кредитным ресурсам, сказал Сергей Катырин, выступая перед участниками мероприятия.
Дефицит относительно дешевого долгосрочного фондирования приводит к тому, что российские компании при финансировании инвестиций полагаются в основном на нераспределенную прибыль организаций, средства государственных и муниципальных бюджетов, а также на иностранные заимствования. Вместе с тем, уровень монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) в России крайне низок. Этот показатель составляет в Японии 240 процентов, Китае – 185, Великобритании – 150, США – 85, тогда как в России – всего 34 процента. Расширение денежной массы и снижение ставки рефинансирования допустимы, считает глава ТПП РФ, при условии целевого использования кредитных ресурсов.
Особенности российской экономической модели требуют более активного и менее консервативного подхода к регулированию деятельности кредитных организаций.
Очевидно, что в сложившейся ситуации необходимо проработать вопрос о разделении банков на две категории: коммерческие банки и инвестиционные, считает глава ТПП РФ. К последним должны предъявляться меньшие требования к капиталу, рискам, резервам, квалификации персонала, раскрытию информации. А вот коммерческие банки, как основа платежной системы и социальной стабильности, несли бы более тяжелую регулятивную нагрузку (но с меньшими рисками), обслуживая, прежде всего, массовую розницу и те сегменты экономики, которые имеют традиционный и устойчивый характер.
Инвестиционные банки могли бы финансировать инновационный сектор экономики, быстрорастущие компании, вывод их на финансовый рынок, реструктуризацию бизнеса. При этом заемщики должны соответствовать ряду требований: иметь положительную кредитную историю; сумма займа должна быть обеспечена чистыми активами заявителя или предоставленным обеспечением, например, гарантией банка; финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.
Таким «квазиинвестиционным банком» сегодня является Фонд развития промышленности, инвестиционная декларация которого позволяет российским производственным предприятиям получать доступное финансирование (5 процентов годовых) на срок до 7 лет.
По мнению Сергея Катырина, банки, в том числе и региональные, могли бы также активнее участвовать в реализации специальных инвестиционных контрактов, которые заключаются между инвестором и РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. При этом инвестор обязуется создать либо модернизировать, освоить производство продукции на территории России. Особенность таких контрактов в том, что сторона контракта, выступающая от государства, не вносит инвестиции (финансовые средства) и не приобретает собственность в объекте, а предоставляет инвестору привилегии – налоговые и таможенные льготы, преимущественные права. После заключения контракта ограничения и запреты, введенные впоследствии законодательством, на инвестора распространяться не должны, подчеркнул Сергей Катырин.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь