В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Президиума Правления ТПП РФ.
Вел мероприятие Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Основным вопросом повестки дня был вопрос об участии системы ТПП РФ в совершенствовании механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).
С докладом выступил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.
Участие системы ТПП в совершенствовании механизмов ГЧП – это одно из приоритетных направлений в работе ТПП РФ по привлечению инвестиций в регионы, сказал он.
В 2012 году был создан профильный Комитет ТПП РФ, который вырос из подкомитета по ГЧП Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике, с 2013 года на ежегодной основе проводится Российский инфраструктурный конгресс «Неделя ГЧП», в 2014 году был запущен Рейтинг регионов России по развитию государственно-частного партнерства. По инициативе ТПП РФ с 2014 года уровень развития ГЧП в регионах внесен в «Систему оценки высших должностных лиц субъектов РФ».
Реализация первых проектов ГЧП в нашей стране началась сравнительно недавно. Созданная на федеральном уровне правовая база регламентирует лишь отдельные аспекты ГЧП. Основными формами осуществления ГЧП в России являются концессионные соглашения, свободные экономические зоны и контракты жизненного цикла. Регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Нынешний год связан с важнейшими законодательными новеллами в сфере ГЧП. Так, с 1 февраля вступил в силу первый пакет поправок в Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», расширяющих права и гарантии концессионеров в проектах ГЧП, предусматривающих возможность осуществления платы концедента, а также проведения совместных конкурсов различными публично-правовыми образованиями. С 1 мая в нашей правоприменительной практике появляется механизм «частной инициативы» заключения концессионных соглашений. Законопроект «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации» включен в перечень приоритетных законодательных инициатив весенней сессии Госдумы ФС РФ.
К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты в 68 субъектах Российской Федерации. Целью разработки регионального закона являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.
Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов нормам федерального законодательства. В настоящее время развитие ГЧП в России сталкивается и с препятствиями субъективного характера: отсутствием концепции развития ГЧП и стратегии поэтапного введения и использования его моделей; несогласованностью концессионного, бюджетного и земельного законодательства; отсутствием опыта реализации и управления такими проектами.
В последние годы в общем объеме инвестпроектов государственно-частных партнерств наблюдается устойчивый рост доли проектов в социальной сфере. Как свидетельствуют результаты проведенного нами в феврале 2015 года анкетирования «Роль территориальных ТПП в совершенствовании механизмов ГЧП» торгово-промышленные палаты заинтересованы в развитии механизмов ГЧП. Большинство опрошенных палат уже принимают участие в продвижении ГЧП, остальные считают целесообразным свое участие в отдельных направлениях формирования этого механизма. Ни одна из палат, попавших в выборку опроса, не указала на отсутствие интереса к ГЧП.
Анализ показывает, что не только законодательные пробелы сдерживают развитие ГЧП в России. Не менее важная проблема – отсутствие механизмов эффективного финансирования ГЧП-проектов (даже при наличии средств). В целях решения проблемы с привлечением долгосрочных финансовых ресурсов для реализации проектов ГЧП необходимо, подчеркнул Дмитрий Курочкин, развивать рынок заемного финансирования инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах ГЧП, внедрять налоговые льготы по доходу на долгосрочные ценные бумаги, выпущенные под обеспечение инфраструктурных проектов, осуществлять обсуждение с предпринимательским сообществом расширения возможностей негосударственных пенсионных фондов по инвестированию в инфраструктурные проекты. Целесообразно подготовить изменения в законодательство РФ о налогах и сборах в части установления особенностей налогообложения при реализации соглашений о ГЧП.
Для эффективного осуществления проектов в сфере ГЧП необходимо законодательное установление механизмов финансовой поддержки инвесторов. По мнению ТПП РФ, следует рассмотреть возможность создания специального режима налогообложения при выполнении соглашений о ГЧП. Потенциальному частному партнеру необходимы гарантии стабильности налогового режима. В этой связи было бы целесообразно ввести мораторий на применение норм налогового законодательства в процессе реализации ГЧП-проекта, внесенных в законодательство о налогах и сборах после даты заключения соглашения, и ухудшающих положение частного партнера. Однако введение моратория является лишь единичной мерой, направленной на реализацию принципа стабильности налоговой системы. Поэтому необходимо рекомендовать органам исполнительной и законодательной власти придерживаться принципа стабильности налогового законодательства.
В заключение Дмитрий Курочкин подчеркнул: развитие ГЧП – очень важное направление работы для регионов в нынешних условиях. У территориальных ТПП есть все возможности для того, чтобы стать центрами компетенций в сфере ГЧП в своих регионах.
С содокладом выступил председатель Комитета ТПП РФ по ГЧП Павел Селезнев. Он рассказал о работе комитета и о развитии рынка ГЧП в целом в России. В 2014 году многое сделано в плане разработки стандартов этого рынка. Очень важно наладить обмен опытом: немногие знают ситуацию, людям нужна информация. Кстати, рынок ГЧП в России, против ожидания, уже не так и мал: его объем сегодня – 1,4 трл рублей; реализуется 586 ГЧП-проектов.
Об особенностях формирования нормативно-правовой базы ГЧП на федеральном уровне подробно рассказала заместитель директора Департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ Мария Ярмальчук.
О проблемах финансирования ГЧП-проектов сообщил директор Департамента проектного и структурного финансирования АО «Газпромбанк» Павел Бруссер. Он предложил организовать центр, который бы занимался бы мониторингом всех ГЧП-проектов и определял их «шансы на успех». Такой центр, по его мнению, мог бы давать «зеленый свет» льготному финансированию проектов.
Президент Южно-Уральской ТПП Федор Дегтярев и президент ТПП Еврейской автономной области Михаил Половинко рассказали о практике реализации ГЧП-проектов, о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, в т.ч. проблемах законодательных, и о возможных путях их решений.
На заседании Президиума Правления ТПП РФ были также представлены результаты работы и основные показатели деятельности торгово-промышленных палат в 2014 году. С докладом на эту тему выступил вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков.
На заседании Президиума Правления ТПП РФ был рассмотрен также ряд других вопросов.
По всем вопросам приняты соответствующие постановления.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь
Материал по теме в сетевом издании "Торгово-промышленные ведомости"