Ведущая мероприятия доцент кафедры кадрового управления ТГУ имени Г.Р. Державина, к. п. н., Татьяна Труфанова начала встречу с того, что конфликты в организации - это данность, их нельзя отрицать, ведь непризнание существования конфликтов ведет к их замалчиванию, затягиванию, а отнюдь не к разрешению и позитивному исходу. К тому же, конфликты не всегда имеют дисфункциональные последствия, но и функциональные: совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь; эффективное разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными разрушают страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения начальника; стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
Совместно с участниками были рассмотрены два относительно новых явления в жизни коллектива, которые еще не нашли русского эквивалента в названии: мобинг и боссинг.
Моббинг (от англ. mob — толпа) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе. Данное явление всегда присутствовало в коллективах, однако в советское время оно решалось с помощью профсоюзов, которые сглаживали конфликты, защищали сотрудников. В современное время такими защитниками должны стать либо руководитель, либо сотрудник отдела персонала. Они должны не только стать на сторону сотрудника, но в первую очередь разобраться в проблеме, причинах, из-за которых данная травля происходит, как можно нормализовать отношения в коллективе.
Если инициатором конфликтной ситуации выступает руководитель в отношении одного сотрудника, то применяется другой термин - боссинг. Это более тяжелый случай, потому что руководитель обладает властью, и если конфликт будет не урегулирован, то сотруднику предстоит увольнение во избежание психологических проблем и проблем со здоровьем.
Татьяна Анатольевна рассказала о конфликтных типах личности, на каждый из них она посоветовала составить программу действий, которая бы позволила занять правильную позицию и избежать конфликтных ситуаций. Однако есть тип сотрудников, который обычно называют склочниками. Для такого типа личности состояние конфронтации, противоборства так же естественно, как для другого - уступчивость и сотрудничество. Здесь уже нужно смотреть на ценность такого работника в коллективе, и в зависимости от этого принимать решение о дальнейших действиях.
Татьяна Анатольевна привела памятку для руководителей и кадровиков по поведению в конфликтной ситуации и без таковой. Во-первых, конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. То есть необходимо уделить особое внимание подбору кадров, для этого можно проводить тестирование по определению конфликтоустойчивости человека.
Второе - нужно постоянно учиться контролировать свои негативные эмоции, не выплескивать их на окружающих.
В-третьих, необходимо учиться слушать, и самое главное – слышать окружающих, пытаться понять, что они хотят, какие у них желания и мотивы для совершения тех или иных поступков.
Одно из главных условий позитивного разрешения конфликтов – ни в коем случае не давать негативных оценок личностям сотрудников. Необходимо помнить, что в основе конфликта находятся не люди, а их поступки или слова.
Не нужно стремиться переделать своих сотрудников, ведь каждый из них – уже состоявшаяся личность со своим типом личности и потребностями.
В заключение встречи кадровики поучаствовали в практикуме по определению стиля поведения и способам реагирования в конфликте. По итогам каждый получил рекомендации по корректировке своего поведения.
Информационно-издательский центр
Тамбовской областной ТПП
Фотогалерея