Медовый бизнес – дело интересное, но не без трудностей. С каждым годом спрос на продукцию пчеловодства повышается, и сегодня мы отправились в компанию «Мёд Алтая» - члену Алтайской торгово-промышленной палаты, чтобы узнать о перспективах развития этого молодого бизнеса. Директор предприятия Сергей Терентьев рассказал нам о своем производстве, о тенденциях медового рынка в России, с какими трудностями придется столкнуться предпринимателю, решившему открыть этот бизнес, и почему все-таки это дело стоит того, чтобы вкладывать в него много сил и времени.
Сергей Николаевич, почему решили заняться медовым бизнесом? С чего все начиналось?
Во времена перестройки, в 1992 году, мой отец, бывший военный, с товарищами решили заняться пчеловодством. Поначалу это было просто хобби - они создали общество пчеловодов любителей, у них была своя пасека и производство мёда. Со временем организация стала расширяться, приходили новые люди, и любимое дело превратилось в настоящий бизнес, причем очень даже прибыльный. Когда отец ушел на пенсию, свое дело передал мне. С годами я очень сильно к нему привязался, и теперь мёд стал для меня уже образом жизни, нечто большим, чем средством для заработка.
Это большая редкость, когда работа приносит радость, удовлетворение, не гаснет интерес к ней. Вам по-настоящему повезло. В вашей семье кто-нибудь еще занимается медовым бизнесом?
Да, у нас это семейный бизнес, целая связь поколений – сначала папа, потом я, сейчас вот моя дочь помогает мне, скажем так наследница. Когда есть, кому передать свое дело, вкладываешь в него много сил, стараний.
Хорошо, давайте теперь поговорим о ЗАО «Мёд Алтая». Как сейчас живет компания?
Сегодня это Группа Компаний. У нас есть свой цех для фасовки мёда, а также открыто два направления: продажа инвентаря для пасечников и ключевое – реализация мёда, других продуктов пчеловодства и фитопродукции. На Мало-Тобольской у нас был открыт первый магазин «Дом Мёда». Еще один совсем недавно, в мае, в Ледоколе. Наши магазины ориентированы исключительно на продукцию для здорового образа жизни – мёд: луговой, горный, таежный и другие разновидности; бальзамы, сиропы, чай, халва, масла, природная косметика. Мы стараемся учитывать все вкусы наших клиентов. Вот, например, человеку нужно было миндальное масло. Не проблема! И в скором времени на полочке в магазине появился этот полезный лечебный продукт. Если клиенты довольны, значит и мы довольны, значит не зря мы трудимся не покладая своих рук. Что касается новшеств, то сейчас мы расширяем линейку масел и халвичной продукции. В августе этого года планируем выпуск детских батончиков. Это будет некий эксперимент – медовые подсолнечные композиции в шоколаде. Все натуральное, без химии.
Да, действительно, довольные клиенты – лучшая награда. А помимо магазинов в Барнауле, где еще реализуете продукцию – за пределами Алтайского края, за рубежом?
Мёд и другую сопутствующую продукцию мы поставляем по всей России: Московская, Свердловская, Тюменская, Омская, Магаданская области и Красноярский край. Поступают заказы как от торговых компаний, так и от частных лиц. Кстати у нас появился и VIP-клиент. Этой зимой у нас в гостях побывал Александр Розенбаум. Ему пришлись по вкусу наши медовые композиции – набрал целую корзинку и увез с собой.
Становитесь уже популярными среди наших звезд!
Именно, ведь продукция натуральная, вкусная. Возвращаясь к каналам сбыта, скажу, что в последнее время мы все-таки ориентируемся на частных лиц.
Я так понимаю, идет тенденция ухода в розницу?
Раньше мы занимались оптом, сейчас выбрана другая стратегия – продавать частным клиентам, точечно. Оптовые продажи мы сжимаем – розницу развиваем. В этом направлении, как я уже сказал, открылись два магазина, а не так давно на нашем сайте был запущен Интернет-магазин.
С чем это связано?
Во-первых, сейчас сложилась непростая ситуация на рынке мёда. Мы столкнулись с многочисленными подделками «алтайского мёда» со стороны украинских производителей. Их мёд значительно дешевле, чем наш. И поэтому, продавая украинский мёд на территории нашей страны, его выдают за алтайский. В связи с этим была предпринята попытка защитить местный продукт – был создан бренд «алтайский мёд». Но на данный момент этот уникальный знак требует многочисленных доработок, и защитить наших пчеловодов бренд пока не может. Во-вторых, производство мёда относится к мелкотоварному производству, и ко всему прочему в России оно не достигло высокого уровня – отрасль пчеловодства практически не регламентирована, остается слабой пропаганда пользы продуктов пчеловодства для здоровья человека, не хватает кадров. Есть ресурсы, есть возможности для развития, но этим никто почти не занимается. Поэтому реализовывать мёд оптом не то, что за рубежом, в России то довольно таки трудно. Есть и другие проблемы, их скопилось достаточно, об этом можно целую статью писать.
Все-таки возвращаясь к теме про фальсификацию мёда, как можно определить, что перед нами подделка?
К сожалению, в бытовых условиях это не представляется возможным. Только с помощью специальных лабораторных исследований можно определить подделку. Рекомендую покупать мёд и другие продукты пчеловодства только у проверенных производителей. Сейчас продавцы придумывают огромное количество маркетинговых ходов, чтобы привлечь клиента купить их продукт. Продукция пчеловодства не осталась в стороне. Людям предлагают мёд из верблюжьих колючек, женьшеня и так далее. Некоторые из них верят, покупают, думая, что такой мёд существует.
Сергей Николаевич, а положительные тенденции в отрасли есть?
Конечно. Люди стали больше внимания уделять здоровому образу жизни. К ним потихоньку начинает приходить понимание, что мёд- это не просто сладкая, вкусная еда, но и очень полезная. Несмотря на некоторые трудности в отрасли пчеловодства, медовый бизнес набирает обороты, и сегодня я наблюдаю, как мёд становится частым гостем на нашем столе. Я всегда говорю: человек может быть богатым, иметь хорошую машину или квартиру, но если не будет здоровья у него, его родных, то все эти материальные блага не будут представлять никакой ценности. Поэтому для сохранения своего здоровья, мы должны питаться натуральными полезными продуктами. Одним из таких является как раз таки мёд, представляющий собой целую кладезь витаминов. Мёд делают пчелы – они настоящий дар природы. Только представьте себе, одну капельку нектара пчела проносит через все поле к улью, и так делают тысячи пчел, и получается мёд. Это огромный труд. Причем пчела дает нам не только мёд, но и прополис, пыльцу, пчелиный яд, даже из погибших пчел делают настойки, обладающие лечебными свойствами. Получается вот такая биофабрика, и мы должны этим пользоваться.
На этой замечательной ноте мы закончим наше интервью. Спасибо, вам, Сергей Николаевич. Мы, в свою очередь, надеемся, что медовой бизнес будет продолжать свое развитие, и желаем компании «Мёд Алтая» успехов и дальнейшего процветания.
Алина Гуркина,
специалист по связям с общественностью
Алтайской ТПП