В 2018 году значительная часть предпринимателей может обанкротиться. Федеральная налоговая служба обнародовала письмо, в котором она разъяснила, как будет исполнять постановление Конституционного суда РФ, разрешившего ФНС перекладывать налоговое бремя на руководителей компаний, если они получили личную выгоду, не заплатив корпоративные налоги. Эксперты Уральской ТПП полагают, что бизнес ждут серьезные испытания, поскольку налоговики будут определять степень недобросовестности руководителей по косвенным признакам.
Резонансное постановление КС № 39-П было принято 8 декабря 2017 года после обращения бухгалтера Ахмадеевой, которую Красноуфимский городской суд обязал возместить ущерб, нанесенный бюджету путем уклонения от уплаты налогов. Заявительница в связи с этим попросила признать неконституционными ряд положений законодательства, поскольку налоговые платежи в бюджет осуществляются на основании не гражданско-правовых, а публично-правовых (налоговых) норм.
Конституционный суд, однако, решил, что за неисполнение налоговых обязанностей, вызванного неправомерными действиями организации и конкретных работников, могут нести ответственность и физические лица в рамках уголовного, административного и гражданского законодательства. При определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету физическим лицом, следует учитывать его имущественное положение – в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления.
Председатель Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП, генеральный директор ООО «АКП Маминой», аттестованный аудитор Ирина Мамина считает, что реализация на практике положений постановления КС может завести нас очень далеко, поскольку Федеральная налоговая служба толкует их слишком широко, намереваясь определять факт получения выгоды по косвенным признакам.
В частности, в письме ФНС от 9 января 2018 года говорится, что при поиске доказательств обогащения следует обращать внимание на то, улучшилось ли в период неуплаты налогов материальное положение семьи руководителя, превысили ли его расходы официальные доходы, направлялись ли средства компании фиктивным подставным юридическим лицам и т.д.
Фактически, подчеркивает Ирина Мамина, косвенным признаком получения личной выгоды будет приобретение семьей более дорогого автомобиля, что станет основанием для взыскания налоговой недоимки с физического лица. «Когда начнется подобная практика, бизнес просто вздрогнет. Вы же понимаете, что одно дело – ответственность организации с ее оборотами и совсем другое – конкретного гражданина, для которого налоговая нагрузка будут просто неподъемной», – полагает Мамина.
Комиссия по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП намерена рассмотреть сложившуюся ситуацию и выработать конкретные рекомендации по изменению ряда нормативных актов, поскольку законодатель, по мнению Ирины Маминой, несколько перегнул палку.
Уральская ТПП