Президент Уральской ТПП Андрей Беседин принял участие в работе круглого стола «Криптовалюта: миф или реальность, панацея или зло?», организованном Евразийским научно-исследовательским институтом человека УрО РАН на площадке Уральского государственного экономического университета. Ученые и предприниматели, обсудившие будущее электронных денег, пришли к выводу, что предсказать будущее новой валюты сегодня невозможно: только развитие технологии подскажет, миф это или реальность.
Директор Института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин отметил, что в мире существует уже более шести тысяч криптовалют. И число их стремительно увеличивается со скоростью одна валюта в день. Решая математические задачи, майнеры генерируют криптомонеты, которые обладают как плюсами, так и минусами. По мнению Максима Марамыгина, монеты, в отличие от реальных денег, нельзя выпускать бесконтрольно, поскольку число компьютеров для расчетов ограничено. Обратная сторона этого процесса - непредсказуемость движения криптомонет: с помощью банкоматов можно инкогнито в считанные минуты перекинуть данные с одного конца мира на другой и обналичить.
Впрочем, существует и другая точка зрения. Основатель платформы Paymon Семен Глейм утверждает, что можно проследить любую цепочку, и рынок во многих странах не регулируется лишь потому, что слишком мал. Нельзя также сказать, что криптовалюта децентрализована: майнеры, полагает эксперт, находятся преимущественно в Юго-Восточной Азии, и когда они начинают генерировать монеты, продвинутые пользователи уже догадываются, кто это делает. По мнению Глейма, виртуальные деньги – это утопия, поскольку рынку то, что нужна реальная валюту.
Заведующий кафедрой экономики труда и управления персоналом УрГЭУ Руслан Долженко, напротив, считает, что технология блокчейна – универсальная и может снизить транзакционные издержки: например, позволит отказаться от бумажных контрактов и выплачивать вознаграждение, минуя бухгалтерию. Правда, юристы предупреждают, что все, что не соответствует законодательству, в суде не воспринимается- криптовалюта ни к одному объекту гражданского права не относится. Другим минусом новой технологии эксперты считают низкую скорость транзакций по сравнению с банковской картой. Увеличение скорости приводит к росту комиссионных издержек.
Андрей Беседин опасается, что криптовалюта будет подвергаться спекулятивным манипуляциям – как это происходит сейчас на фондовом рынке. «Спекуляция не только возможна, но она заложена в основу процесса добывания криптомонет. Решение математической задачи напрямую зависит от количества атакующих систему компьютерных станций. У кого их больше, тот может влиять на курс того же биткоина. Деньги делают деньги. Тот, кто ими обладает, может раскрутить рынок криптовалюты, а завтра она станет никому не нужна, потому что это не слиток золота», – полагает Андрей Беседин.
Эксперты признали, что инвестирование в криптовалюту может иметь негативные последствия, сравнимые с потерей денег в финансовой пирамиде. Пока неясно, кто раскручивает новую технологию: специалисты не исключают, что за биткоином стоят Рокфеллеры, у которых достаточно денег на организацию такой пирамиды.
Сегодня вход на рынок криптовалюты составляет около 2 тысяч долларов – их можно лишиться, если не знать правила игры. «Это очень рискованные инвестиции. Хотите зарабатывать по 20 долларов день – рискуйте двумя тысячами долларов. Не хотите – несите свои деньги в Сбербанк под четыре процента годовых», – посоветовал гражданам заведующий кафедрой бизнес-информатики УрГЭУ Дмитрий Назаров.
Ведущий круглого стола академик РАН Валерий Черешнев не исключил, что электронные деньги – это утопия, но любая утопия, напомнил он слова академика Никиты Моисеева, может через какое-то время стать стратегией, а стратегия – превратиться в утопию. «Поэтому строить прогнозы надо, но опираться следует на науку. И тогда больше шансов, что реальность совпадет с прогнозами», – полагает Валерий Черешнев.
Уральская ТПП