Экспорту Северо-Западного региона наметили точки роста, и главная – МСП

Новости

Экспорту Северо-Западного региона наметили точки роста, и главная – МСП

В Правительстве Ленинградской области 29 марта состоялось первое в этом году заседание Совета по развитию экспорта и импортозамещения

В дискуссии по чувствительной для региона тематике о том, что уже сделано и запланировано в ближайшей перспективе для выхода региональных и российских компаний на внешний рынок, приняли участие первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников, председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алексей Брицун, руководитель проекта по работе с региональной инфраструктурой поддержки экспорта АО «Российский экспортный центр» Олег Радионов, заместитель председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Анастасия Толмачева.

Конкретные экспортные кейсы представили директор интегрированной цепочки поставок региона Восточной Европы, Ближнего Востока, и Африки ООО «ЯКОБС ДАУ ЭГБЕРТС РУС» Михаил Сахнов и управляющая по внешним и корпоративным связям АО «Филип Моррис Ижора», компании-партнера ЛО ТПП, Марина Камаева. От Ленинградской областной ТПП в составе экспертного совета - начальник Отдела внешнеэкономических связей Лилия Аракелова.

В работе совета также приняли участие руководители профильных подразделений государственных и негосударственных ведомств, образовательных структур и бизнеса.
В своем докладе Максим Кисельников, в частности, отметил: «Согласно поручению Президента Российской Федерации по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации (подпункт б пункта 1 поручения Президента Российской Федерации № Пр-2346 от 5 декабря 2016 года) одной из основных мер, обеспечивающих достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики Российской Федерации, превышающих темпы роста мировой экономики, должно стать наращивание объема несырьевого экспорта.

По инициативе АО «РЭЦ» разработан стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности. Внедрение регионального экспортного стандарта в Ленинградской области будет способствовать активизации экспортной деятельности в регионах, увеличению числа экспортеров и объема экспортной продукции, позволит сформировать эффективную инфраструктуру поддержки экспорта и интегрировать бизнес и власть при реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности».
С 2018 года Региональный экспортный стандарт станет обязательным к внедрению во всех субъектах Российской Федерации, проект соответствующего федерального нормативного правового акта в настоящее время АО «РЭЦ» уже подготовлен.
«Запущен спецпроект «Продвижение продукции и брендов российских компаний «Made in Russia», его задача - повысить узнаваемость российских брендов и российской продукции за рубежом. Проект предусматривает рекламное и информационное сопровождение экспортной продукции, маркетинговые исследования позиционирования российских товаров на международных рынках. Национальный экспортный бренд дает добросовестным экспортерам большие преимущества. Государственная поддержка зонтичного бренда Made in Russia позволит производителям значительно снизить расходы на продвижение и рекламу и упростит процесс выхода на новые рынки. Сегодня зонтичный бренд Made in Russia объединяет 80 сертифицированных отечественных брендов, среди которых "Камаз", "Интерскол", "Рот-Фронт", "Макфа", "Игристые Вина", "Тихвинский вагоностроительный завод" и другие», - отметил Олег Радионов в докладе о стратегии РЭЦ на ближайшую перспективу.

Доля объема экспорта субъектов МСП в стоимостном объеме экспорта Ленинградской области в 2016 году составляла 2,5%. Анастасия Толмачева представила стратегию увеличения доли экспортирующих МСП Ленинградской области: «В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года одним из целевых показателей, определяющих достижение целей Стратегии МСП, является показатель «Доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта Ленинградской области», который на этапах реализации по итогам 2018 года составит 5,5%, 2024 года - 8,5%, 2030 года – 12%».
В целях расширения доступа субъектов МСП к рынкам сбыта Стратегией предусмотрена реализация ряда мероприятий по развитию экспортной деятельности и содействию в продвижении продукции субъектов МСП на международных рынках.

Результатом достижения цели должно стать создание и функционирование на территории Ленинградской области к 2030 году единой системы организаций инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, деятельность которой будет способствовать увеличению числа малых и средних предприятий, в том числе быстрорастущих компаний, а также росту внешнеторговой деятельности субъектов МСП, основанной на несырьевом экспорте.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии МСП на период 2018-2024 гг. запланированы:

  • Реализация программ субсидирования затрат субъектов МСП (в том числе, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность), входящих в целевые группы возможных получателей поддержки, предусмотренных Стратегией развития МСП.
  • Обеспечение деятельности региональной инфраструктуры поддержки экспортной деятельности (АНО «Центр развития промышленности Ленинградской области»).
  • Обучение представителей малого и среднего бизнеса по программам бизнес-акселерации.
  • Реализация проекта по увеличению доли закупок у субъектов МСП.
  • Создание и сопровождение деятельности инжинирингового центра.
  • Создание центра инноваций социальной сферы.

«Комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Ленинградским областным центром поддержки предпринимательства, организациями поддержки в городах и районах области в предстоящем периоде будет проводиться работа по консультированию субъектов МСП по вопросам внешнеэкономической деятельности и разъяснению действующих мер поддержки, организации бизнес-семинаров для экспортно-ориентированных предприятий и предпринимателей, которые планируют выйти на внешний рынок, информирования о возможностях участия в региональных и международных мероприятиях - бизнес-миссиях, семинарах, конференциях, форумах, встречах с иностранными бизнес-делегациями в целях развития международного сотрудничества. В целях мотивации предприятий к началу/развитию экспортной деятельности запущена Образовательная программа Российского экспортного центра. В течение 2018 года по программе Школы экспорта Российского экспортного центра Отдел внешнеэкономических связей ЛОТПП проведет 11 обучающих курсов в очном формате. В 2018 году в рамках закупочных сессий, регулярно проводимых ЛОЦПП, будет проведен анализ и выявление экспортно-ориентированных субъектов МСП, а также потребность в наращивании мощностей для выхода продукции на внешний рынок», - резюмировала Анастасия Толмачева.

«Ленинградская областная ТПП ведет планомерную, уже доказавшую свою эффективность, работу по поддержке экспортно-ориентированных компаний, особое внимание уделяя малому и среднему бизнесу. В 2018 году эта работа продолжается, она усилена. Нами запланирован целый комплекс мер, в том числе разноформатные обучающие и консультационные программы», - подчеркивает начальник отдела внешнеэкономических связей Лилия Аракелова.

С учетом поступивших предложений, в результирующей части Совет утвердил план развития экспортного потенциала Ленинградской области на 2018 год. Участники сошлись во мнении, что увеличение доли экспорта предприятий МСП в общем объеме экспорта Ленинградской области будет точкой роста, для достижения которой потребуется объединить усилия государственного и негосударственного сектора поддержки предпринимательства.

 Ленинградская областная ТПП