Главное управление МЧС России по Свердловской области организовало общественное рассмотрение анализа правоприменительной практики при проведении государственных надзоров и итогов проверок торговых и развлекательных центров региона. Уральскую торгово-промышленную палату на мероприятии представляла Ирина Тараканова, директор компании “ПожРесурс-Урал”.
Цель мероприятия – открытое обсуждение типовых нарушений, выявленных при осуществлении контроля со стороны структур МЧС России и наиболее актуальных вопросов. “Обсуждение было организовано достойно. Речь идет и о подготовленности спикеров, и об объеме и качестве представленных к рассмотрению данных”, - говорит Ирина Тараканова, отмечая, что в ходе мероприятия была представлена не только информация по всем резонансным пожарам последних лет в России и регионе, но и пугающая статистика по Среднему Уралу.
Из 713 объектов региона, проверенных МЧС, 656 имеют нарушения. При этом совокупное число нарушений – 8891. В числе самых распространенных – недостаточное количество первичных средств пожаротушения, изменение объемно-планировочных решений, изменение класса функциональной пожарной опасности без экспертизы проектной документации, отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности, загромождение путей эвакуации, несоответствие количества и размеров эвакуационных выходов.
До конца текущего года сотрудники Главного управления МЧС России по Свердловской области проведут еще 2000 проверок, при этом изменился сам подход к процедуре. Если ранее органы МЧС были ориентированы на количество проверок (это был показатель работы ведомства), то сейчас главным критерием работы является качество и результативность (сокращение чрезвычайных ситуаций).
“Позитивной статистики, увы, ждать не приходится”, - констатирует эксперт Уральской ТПП. Особенно проблемная категория с точки зрения пожарной опасности - торгово-развлекательные и офисные центры, имеющие нескольких собственников и не имеющие управляющей компании. Каждый собственник строит свои отношения с арендаторами и контролирует соблюдение противопожарных требований в меру своей ответственности. Как результат - отсутствие единого подхода к вопросам безопасности, что значительно повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Отдельное “белое пятно” на карте взаимодействия между собственниками помещений и бизнесом, арендующим помещения, - права и обязанности сторон по наличию и работоспособности систем пожаротушения. С одной стороны есть нормы, предусмотренные Федеральным законом N 123-ФЗ ("Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), с другой – различная конфигурация договорных отношений между субъектами предпринимательства. Перекладывая решение вопросов друг на друга, владельцы и арендаторы не улучшают общую ситуацию. В связи с этим на встрече в МЧС было обозначено, что собственник и тот, кто снимает помещение, несут субсидиарную ответственность.
“В подавляющем большинстве случаев проблемы связаны с тем, что уровень издержек на соблюдение необходимых мер достаточно высок. Все стремятся снизить затраты. Никто не резервирует средства на поддержание противопожарных систем в надлежащем состоянии”, - сетует Ирина Михайловна, еще раз обозначая, что ценой такой экономии могут быть десятки и сотни человеческих жизней.
Меж тем, вопросы есть не только к бизнесу, но и к проверяющим. Зачастую предписания со стороны МЧС содержат требование устранить нарушения, но не содержат пояснений, детализации указаний и тем более не содержат рекомендаций. “Вот есть, например, требование «заменить» ту или иную часть противопожарной системы, а на что именно заменить, какой вариант выбрать, чтобы не ошибиться?” - задаются вопросом участники общественных обсуждений на площадке МЧС. Ирина Тараканова поясняет, что в этом случае МЧС предлагает обращаться в специализированные организации и профильные проектные институты, но, например, для малого бизнеса – это не самая рабочая схема.
Крупный и средний бизнес – заложники другой ситуации. “Очень часто генеральный подрядчик сдает объект с неработающими системами, очень много фальсификата, встречаются поддельные сертификаты”, - говорит представитель ТПП. Идеально, когда инвестор, эксплуатирующая организация и генпордядчик – это одно лицо, но такие ситуации единичны. Во всех остальных случаях заказчик вынуждены искать способы контроля за генеральным подрядчиком. Это трудоемко, сложно, многие нарушения достаточно сложно выявить. Возможно привлечение к приемке объекта независимых экспертов, но здесь также возникает множество нюансов.
“Обобщив информацию, полученную в ходе встречи, собрав вопросы бизнеса и понимая объективную потребность в повышении уровня безопасности объектов в Екатеринбурге и Свердловской области, мы выступили с инициативой провести на площадке Уральской ТПП масштабный разъясняющий семинар. Мы планируем, что в нем примут участие эксперты со стороны Палаты, представители МЧС, прокуратуры, сотрудники лицензированных организаций, специализирующихся на профилактике пожаров и создании комплексных систем пожаротушения, юристы, владельцы и арендаторы объектов. Нам важно получить компетентные ответы на все вопросы, найти пути решения решения.
Сотрудники контрольно-надзорных ведомств, озабоченные вопросами профилактики происшествий, уже дали согласие на участие в мероприятии. Сейчас мы определяемся с датой проведения встречи ”, - резюмирует Ирина Тараканова.
С комплектом документов о правоприменительной практике при осуществлении надзорной деятельности МЧС можно ознакомиться здесь.
Отдел по связям с общественностью Уральской ТПП