Во второй половине XX века наблюдается общая тенденция увеличения числа стихийных бедствий как природного, так и техногенного характера. В России прямой и косвенный ущерб от чрезвычайных ситуаций различного характера может достичь до двух процентов ВВП страны. Сегодня более эффективно инвестировать в снижение риска бедствий, вместо того чтобы бороться с их последствиями. В этом вопросе для достижения положительного эффекта крайне важно конструктивное взаимодействие власти и бизнеса. Какие меры необходимо предпринять государству, чтобы мотивировать бизнес инвестировать в защиту от бедствий? Год реформы контрольной и надзорной деятельности: чего удалось достичь? Как снизить административные издержки для бизнеса? Может ли профилактическая работа на объектах бизнеса стать альтернативой проверкам?
Эти и другие актуальные вопросы были рассмотрены в ходе панельной сессии.
Модератором сессии выступил заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Кададов.
На сессии выступили министр Российской Федерации Михаил Абызов, вице-президент ОПОРы России Марина Блудян, министр по чрезвычайным ситуациям Республики Абхазия Лев Квициния, министр по чрезвычайным ситуациям Республики Армения Давит Тоноян, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.
В дискуссии также приняли участие Александр Брагин, директор Аналитического центра «Форум», Владимир Быков, Управляющий делами ТПП РФ, Владимир Кудрявцев, председатель центрального совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», Олег Николаенко, начальник департамента производственной безопасности ПАО «Газпромнефть», Михаил Прядильников, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Алексей Пухов, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства; начальник Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Андрей Спиридонов, заместитель директора Департамента Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство».
В своем выступлении Владимир Быков отметил, что между ТПП России и МЧС России достигнут высокий уровень позитивного сотрудничества, основанного на заключенном еще в 2007 году Соглашении о сотрудничестве, предусматривающем совместную работу по совершенствованию нормативной правовой базы Российской Федерации в области пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, затрагивающей сферу предпринимательской деятельности.
Он подчеркнул, что МЧС России, объективно, одно из наиболее открытых для диалога с бизнесом ведомств, прислушивается и реагирует на предложения предпринимательского сообщества, системно снижает уровень административного воздействия на бизнес. Практически все высказанные ранее рекомендации министерство учло в ходе совершенствования контрольной и надзорной деятельности, проводимого во взаимодействии с Открытым Правительством.
Наблюдается переход от репрессивной системы контроля и надзора к партнерским отношениям между инспектором и проверяемым, повысилась роль профилактических мер, а административная ответственность перестает быть основной мерой борьбы с нарушениями.
Вместе с тем, Владимир Быков обратил внимание участников сессии, что остается еще немало нерешенных вопросов. И главными из них назвал следующие:
-
Требуется актуализация требований в сфере пожарной безопасности.
-
Необходимо развивать возможности применения электронных сервисов при осуществлении контроля и надзора, а также повысить информированность бизнеса о последних изменениях в данной сфере.
-
Необходима регламентация системы внеплановых проверок.
-
На фоне неутешительной статистики взрывов бытового газа в жилых зданиях становятся жизненно необходимыми реформы в сфере технического обслуживания, ремонта и технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Развивая данную тему, Владимир Быков заключил, что безопасность при использовании газового оборудования во многом зависит от создания и функционирования эффективной системы обеспечения безопасной эксплуатации и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных и жилых домах.
Он перечислил проблемы, которые встречают специализированные организации при выходе на рынок, требующие реагирования со стороны органов государственной власти, и внес ряд предложений, которые позволят повысить безопасность при использовании газового оборудования в быту.
В частности, по мнению ТПП РФ, для 100-процентного заключения договоров о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, обязательных при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, необходимо внести изменения в действующее законодательство, в том числе установить, что техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования по договорам с заказчиками должна осуществлять одна специализированная организация, что платеж за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования является обязательным платежом, для чего изменить методику оформления единого платежного документа либо отнести к компетенции управляющей организации, ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, право подписания от имени собственника договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования со специализированными организациями.
Владимир Быков также озвучил ряд рекомендаций в адрес Правительства Российской Федерации:
-
установить обязательность замены неисправного, разукомплектованного внутридомового и внутриквартирного газового оборудования по истечении его срока службы по результатам технического обслуживания специализированной организацией и заключения лаборатории неразрушающего контроля;
-
определить единый федеральный регулятор рынка сжиженного углеводородного газа и баллонов с сжиженным углеводородным газом;
-
установить требование по выпуску в обращение газовых бытовых приборов (плиты, варочные панели, духовые шкафы, грили, имеющие не менее одной газовой горелки) при условии их оснащения предохранительными устройствами (газконтроль), запретить установку встраиваемых газовых духовых шкафов в кухонную мебель;
и в адрес исполнительных органов государственной власти всех уровней на местах:
-
создать объективную систему мониторинга состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, вести постоянный мониторинг аварий и инцидентов, возникших при нарушении эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе дымовых и вентиляционных каналов, баллонов с сжиженным углеводородным газом;
-
разработать и утвердить соответствующие региональные и муниципальные программы по осуществлению надлежащего технического обслуживания и ремонта, технического диагностирования, замены внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
-
проводить на постоянной основе информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросу обеспечения безопасности устройства и эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, а также использования баллонов с сжиженным углеводородным газом, их проверки, учета, утилизации, ремонта и порядка их заправки.
Просмотреть трансляцию и ознакомиться с итогами сессии можно по ссылке: http://www.rusinvestforum.org/programme/ 15 февраля 11.15 – 12.45, Зал «ТОЛСТОЙ»
Итоги форума: http://www.rusinvestforum.org/news/itogi-raboty-rossiyskogo-investitsionnogo-foruma-v-sochi-2018/
Управление делами ТПП РФ, Г.Силкина