О перспективах расширяющегося сотрудничества со странами АТР и о наиболее актуальных направлениях взаимодействия президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, член организационного комитета по подготовке и проведению Международного инвестиционного форума «СОЧИ» Сергей Катырин ответил на вопросы корреспондента ИА «ТПП-Информ».
– Сергей Николаевич, одной из дискуссионных тем деловой программы Международного инвестиционного форума «СОЧИ 2014» заявлена тема «Азиатский маневр: направления, перспективы и риски сотрудничества». Насколько значим на фоне санкционных вызовов «азиатский маневр»?
– Сразу уточню, говорить о том, что на фоне санкций происходит резкая смена вектора внешнеэкономического сотрудничества России, не совсем верно. Напомню, что санкции введены на один год, при этом Россия не отгораживается от внешнего мира и не разрывает связи с партнерами. Конечно, сегодня страны АТР являются экономическими тиграми, которые задают основные тренды на рынках. И вектор инвестиционного взаимодействия России, безусловно, должен быть направлен на страны АТР.
Но Россия, как перекресток Европы и Азии, должна использовать не только свое географическое положение, но и уже освоенные пространства. А это и Транссиб, и Северный морской путь, как конкурентное преимущество в связующих торговых путях между Азией и Старым Светом.
Соглашусь, что сегодняшние политические вызовы обуславливают более внимательный подход к развитию взаимных инвестиций со странами АТР. Также полагаю, что экономическое развитие страны будет напрямую зависеть от того, насколько активно мы будем осуществлять взаимные инвестиции азиатского вектора. Тема развития Дальнего Востока через сотрудничество со странами АТР набирает обороты.
Повторюсь, усиление азиатского и восточного вектора развития крайне важно для России, что продиктовано не только санкционными вызовами, но и особой значимостью этого направления для развития экономического потенциала российского Дальнего Востока и Байкальского региона. И, конечно, роль бизнеса в развитии экономики регионов Дальнего Востока и реализации Тихоокеанской политики России выходит на первый план.
И здесь крайне важно выстроить правильный диалог и продуманную долгосрочную стратегию, которая предполагает усиление роли России в разворачивающихся на азиатском пространстве процессах интеграции.
– Какие форматы сотрудничества в процессах интеграции регионов наиболее значимы?
– Ключевым фактором в процессе интеграции становится весомое участие России в рамках межгосударственных организаций и форматов международных диалогов, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и форум стран БРИКС. Палатой выстроено тесное деловое взаимодействие с партнерами по линии деловых советов БРИКС и ШОС. Напомню, что в июле в Форталезе (Бразилия) на полях очередного саммита БРИКС прошли мероприятия Делового совета, интерес к которым увеличивается с каждым годом. Ключевые решения саммита о создании Банка развития и пула валютных резервов БРИКС, несомненно, будут способствовать выходу в самой ближайшей перспективе торгово-экономического и делового сотрудничества между этими странами на новый качественный уровень.
Одним из наиболее перспективных для российского бизнес-сообщества диалоговых пространств является Азиатский форум Боао (BAF) в г. Боао (о. Хайнань, КНР), так называемый «Азиатский Давос». Этому предшествовала большая работа ТПП РФ по презентации инвестиционных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, именно в рамках Азиатского форума Боао.
Официально форум BAF был учрежден в 2001 году по инициативе китайского руководства как неформальный механизм для обсуждения экономических проблем Азии. Сегодня на форуме Боао обсуждается широкий круг вопросов по проблематике развития мировой экономики и глобальной политической системы. Сегодня форум – это мощная дискуссионная площадка, конкурирующая с международным экономическим форумом в Давосе. Именно на «Азиатском Давосе» в Боао обсуждаются проблемы развития мировой экономической системы.
Акцент сессии не случайно был сделан на российском Дальнем Востоке, именно этот фактически азиатский регион страны обладает колоссальным потенциалом для роста и может стать локомотивом, мощной точкой роста для всей страны.
Также хотелось бы сказать еще об одном интересном формате – Конфедерации ТПП стран АТР (CACCI). CACCI – это авторитетная неправительственная организация, объединяющая предпринимателей из 27 экономик Азии. Деятельность CACCI направлена на выстраивание диалога между предпринимателями, организацию взаимодействия с властями стран региона, а также на оказание содействия развитию предпринимательства и подъему экономической активности в регионе.
В мае этого года состоялся очередной «прорыв» – впервые с визитом в Россию прибыла представительная делегация из стран АТР во главе с президентом Конфедерации ТПП стран АТР господином Бенедикто Ювико. Визит вызвал большой интерес со стороны российского бизнеса, и в рамках этого визита был дан старт целому ряду совместных проектов.
– Какие еще направления могут стать прорывными, дадут новые точки роста?
– Развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока является одним из важнейших приоритетов для нашей страны и должно стать прорывным на этом направлении. Перед регионом стоит амбициозная задача по развитию транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства, сферы строительства и топливно-энергетического комплекса. Без взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества с азиатскими соседями такой пласт поднять будет сложно. Именно бизнес из стран Азиатско-Тихоокеанского региона мог бы придать новый импульс развитию региона. В частности, сейчас осуществляется большое количество крупных инфраструктурных проектов, в которых мы могли бы предложить поучаствовать азиатскому бизнесу. Это, например, модернизация Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, наращивание потенциала Северного морского пути.
– Насколько российские проекты привлекательны для азиатских инвесторов?
– Важно отметить, что страна поэтапно системно развивает экономическое сотрудничество с азиатским регионом, что подтверждается объективными данными. Так, по данным Федеральной таможенной службы, товарооборот России со странами АТЭС в 2013 году увеличился на 7,4 %, со странами блока АСЕАН – на 12 %. При этом около 40 % российских поставок в эти страны – это так называемые «инновационные» товары с высокой добавленной стоимостью.
Большинство зарубежных инвесторов, сотрудничающих с ТПП РФ, убеждены, что высокая норма прибыли от вложений в проекты на территории Дальнего Востока при всех имеющихся рисках будет поддерживать устойчивый интерес не только азиатских инвесторов. Это касается энергетики, инвестиционных проектов в традиционных отраслях – машиностроении, металлообработке, легкой и пищевой промышленности.
Торгово-промышленным палатам предстоит более основательно заняться вопросами диверсификации и наращивания объемов торгового оборота российских предприятий с контрагентами из стран АТР.
В последние двадцать лет резко увеличился стоимостный объем торговли изделиями электронной и электротехнической промышленности, автомобилями, двигателями, различными комплектующими из композитных материалов. У нас мало конкурентоспособных компаний, производящих такую продукцию. Территориальные палаты, наши деловые советы и загранпредставительства должны поддерживать и продвигать каждую такую инновационную фирму, а это прежде всего малые и средние компании. Необходимо помогать им выстраивать индивидуальные «дорожные карты» продвижения на внешние рынки и встраивания в глобальные промышленные циклы.
Некоторые динамично развивающиеся инновационные фирмы попали под введенные Западом санкции на поставку в Россию сложного высокотехнологичного оборудования и товаров двойного назначения. Ранее с подобными ограничениями столкнулись и китайские бизнесмены, которые акцентируют внимание российских коллег на целесообразности усиления кооперационных связей, совместном производстве принципиально новых товаров и освоении новых рынков.
Успех в продвижении российских несырьевых товаров на рынки АТР в немалой степени зависит от того, насколько слаженно и эффективно работающей окажется система государственной поддержки экспорта. Здесь тоже есть почва для размышлений и новых прорывных шагов.
Справка. Необходимость осуществления государственной поддержки экспорта в России подтверждается сопоставлением валовых показателей такой поддержки в других странах. Так, размер государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в Китае в 2010 году составил 45 млрд долларов, в Германии – 22,5 млрд, в Бразилии – 18,2 млрд, а в России мы не дотянули и до 0,5 млрд долларов.
Экспорт наших машин и оборудования оценивается примерно в 26–27 млрд долларов – около 5 % национального товарного экспорта (стоимость общей массы российского экспорта – 520 млрд долларов).