Сегодня в Центре международной торговли подписано Соглашение о сотрудничестве между ТПП РФ и АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли).
Перед подписанием Соглашения состоялся деловой завтрак, в котором приняли участие представители крупных розничных сетей – «Азбука вкуса», «Дикси», «Metro Кэш энд Керри», Х5Retail Group, «Снежная королева» и «Спортмастер».
В ходе мероприятия были обсуждены вопросы преодоления коррупционных проявлений в розничной торговле (плата за доступ к полке), ценообразования, использования площадей крупных ритейлов небольшими производителями продовольственных товаров, соблюдения определенных требований к продукции, маркировке и др.
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, в частности, отметила, что, по ее мнению, сегодня необходимо создать точки роста для малого бизнеса, который хочет войти в крупные торговые сети. Содействие этому должны оказать ведущие ритейлы страны, полагает она. Со своей стороны, ТПП РФ готова найти производителей в регионах, которые предложат качественную продукцию для успешной реализации посредством сетей розничной торговли.
Соглашение в торжественной обстановке подписали вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова и председатель АКОРТ Сергей Беляков. Соглашение определяет принципы и направления взаимодействия двух институтов в работе по поддержке и развитию партнерских отношений ритейла (крупных торговых сетей) с малым и средним бизнесом.
Палата, продвигая интересы малого и среднего предпринимательства, не намерена делать это в противопоставлении его крупным сетям, отметила Елена Дыбова, нужен поиск баланса интересов первых и вторых. Речь в данном случае, убеждена она, не о конкуренции, в которой, безусловно, шансы были бы на стороне тех, кто больше и сильнее, а о том, чтобы создать условия, при которых стороны могли бы взаимодействовать ко взаимной выгоде и выгоде потребителя. Именно эту цель преследует Соглашение.
ТПП есть во всех регионах, во всех регионах работают также и сети, что позволяет совместно решать вопросы, подчеркнул, в свою очередь, Сергей Беляков. По его мнению, ТПП РФ может быть своего рода модератором диалога сетей и местного бизнеса. «Это не та история, когда подписывается формальный, ни к чему на деле не обязывающий документ, - заявил Сергей Беляков. – ТПП РФ и АКОРТ будут совместно заниматься конкретной работой определять проблемы и решать. Глава АКОРТ пояснил, что сети не против того, чтобы на их полках появлялась продукция местных фермеров, но есть сложности, которые надо преодолевать. Ну, например, трудно одному малому бизнесу обеспечить непрерывные поставки значительного количества продукции. Значит, надо думать о кооперации фермерских хозяйств, считает Беляков.
Елена Дыбова в ходе состоявшейся пресс-конференции осветила ряд дополнительных аспектов. Вообще этой темой Палата начала вплотную заниматься в ходе реализации своего проекта «АГРО» За качество!» (преследовались цели повышения качества продовольствия и продвижения в регионах качественной продукции местных производителей). Взаимодействие с АКОРТ, безусловно, здесь поможет, считает вице-президент ТПП РФ. По ее мнению, качественный и именно российский продукт некрупного местного производителя будет все чаще появляться на полках сетевых магазинов. Палата, как институт развития бизнеса, и АКОРТ, как ассоциация сетевиков, способны этого добиться.
Елена Дыбова считает также, что при правильной политике возможно вполне «мирное сосуществование» магазинов сетевых и магазинов местных, маленьких. Например, крупные продают крупные партии продуктов с длительным сроком хранения, а малые – хлебобулочные изделия местного пекаря или йогурт и другую «молочку» местных фермеров – эти небольшие партии свежайшего товара с небольшим сроком хранения будут с удовольствием разбираться окрестными жителями. Такой тренд уже наблюдается в регионах, сообщила она. Вице-президент предложила также подумать над следующим вопросом: многие сетевые магазины работают круглые сутки; это огромные площади, продавцы и – единицы ночных покупателей. Выгодно ли это? Не удобнее ли и не экономнее ли для всех было бы, чтобы работали маленькие магазины с необходимым ассортиментом?
Кстати, речь ведь идет не только о продуктах питания. Малый бизнес – это, еще например, и значительная часть легкой промышленности. Предприниматели этой (и других) отрасли также хотели бы присутствовать на полках сетевых магазинов.
Словом, вопросов и проблем много, но теперь решать их можно будет совместно, заключила Елена Дыбова.
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь