В Торгово-промышленной палате России состоялось очередное заседание экспертной группы по направлению «Градостроительная деятельность и территориальное планирование». Эта группа – одна из двенадцати, созданных в рамках плана мероприятий «Трансформация делового климата», реализуемого Минэкономразвития России в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года №20-р.
Градостроение и территориальное планирование относятся к тем направлениям экспертной деятельности по ТДК, которые ведутся на площадке крупнейшего бизнес-объединения страны. Руководитель группы вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова рассказала собравшимся об итогах заседания подкомиссии по обеспечению устойчивого развития российской экономики правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Она обратила внимание членов группы на высокую оценку, которую дал их деятельности министр экономического развития страны Максим Орешкин.
Вместе с тем, как считает Елена Дыбова, работа экспертов нуждается в совершенствовании. В первую очередь это связано с особенностями коммуникации с представителями властных структур. Запросы для них нужно готовить системно и аргументировано. Потому что сейчас, получив тот или иной документ из экспертной группы, чиновники не всегда понимают чего от них хотят, какой экономический эффект дадут эти предложения. Надо научиться говорить с ними на одном языке.
Продолжая эту тему, начальник отдела инвестиционной политики Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России Гюзель Баскакова обратила внимание на то, что не только эксперты должны научиться говорить на одном языке с чиновниками. Представителям власти нужно внимательнее прислушиваться к мнению экспертов. Это – не пожелание, а требование министра экономического развития. Во всяком случае, на последнем заседании подкомиссии Максим Орешкин достаточно жестко потребовал не просто знакомить экспертные группы с окончательными вариантами докладов или проектов нормативно-правовых актов, подготовленных для правительства, а совместно с ними прорабатывать положения и формулировки таких документов.
Работа экспертной группы велась предельно конкретно. Практически больше восьмидесяти процентов времени ее заседания было посвящено обсуждению определенных пунктов Плана мероприятий трансформации делового климата. Большая часть этих вопросов, учитывая основное направление работы экспертной группы, относится к компетенции Минстроя России. Статс-секретарь - заместитель министра Татьяна Костарева достаточно подробно ознакомила членов экспертной группы с положением дел по каждому из обсуждаемых пунктов плана. Надо отметить, и это подчеркнула вице-президент ТПП РФ, что с началом работы в Минстрое России новой команды контакты между чиновниками и экспертным сообществом значительно улучшились.
Большой интерес у собравшихся вызвала информация заместителя руководителя Департамента градостроительной политики Москвы Надежды Каравановой. Она рассказала о развитии комплексных услуг в сфере строительства главного российского мегаполиса. Надо отметить, что здесь существует целый ряд серьезных проблем, которые требуют оперативного решения. Вот только несколько показательных цифр из ее выступления. При получении разрешения на строительство необходимо подготовить и подать в разные инстанции 250 различных документов, и это без учета повторных обращений, которые в свою очередь множат этот бумажный вал. Половина справок, актов и т.п. направляются в адрес всевозможных организаций как минимум два раза. Пятьдесят шесть раз в ходе строительства одного объекта проверяются права застройщика на земельный участок. И этот перечень бюрократических несуразиц можно продолжать до бесконечности.
Что предлагают в правительстве Москвы? Если просто все взять и отменить, уже завтра мы столкнемся с самостроем, рушащимися домами и обманутыми дольщиками. Поэтому в столице хотят за счет комплексных процедур сократить число документов, а, главное, время, которое будут нужны застройщику на получение всех необходимых разрешений. Как достичь такого результата? Ответ на этот вопрос дает мировая практика. Среди предлагаемых механизмов – принцип одного окна, создание единых специализированных электронных платформ, сведение всех условий и требований к реализации проекта в один документ, одновременное рассмотрение документации разными ведомствами и т.д. Часть этих предложений в Москве уже реализована. И еще одна очень важная деталь. Идеология авторов концепции развития комплексных услуг предполагает максимально возможную отстраненность застройщика от чиновников разрешительно-контрольных органов, использование всюду, где это только возможно, электронной формы общения.
Впрочем, такой подход пока нельзя считать сложившимся обычаем делового общения. Стремление добавить себе контрольных функций свойственно, к сожалению, подавляющему большинству наших министерств и ведомств. Еще как-то можно понять стремление МЧС России контролировать (на этапе строительства) антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей. Но когда такие контрольные функции хочет получить Минспорт России, это вызывает ряд вопросов.
Они прозвучали на заседании экспертной группы, и после всестороннего обсуждения было решено, что заинтересованные министерства должны разработать необходимые по профилю их деятельности требования к таким объектам, а вот контроль исполнения этих требований должен остаться за Ростехнадзором.
Итоги заседания подвела руководитель группы, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
Пресс-служба ТПП РФ, С.Козак