В ТПП РФ прошло финальное мероприятие XIV Всероссийского налогового форума «Кодификация налогового законодательства России: XX лет» – пленарное заседание, собравшее представителей органов законодательной и исполнительной власти, экспертов, предпринимателей, журналистов.
Вел пленарное заседание вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.
С основным докладом выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
По истечении двадцати лет после принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации вопрос установления единой и стабильной налоговой системы является по-прежнему актуальным, отметил он. Как показала практика, налоговое законодательство сегодня является излишне подвижным, ежегодно принимается порядка 30 законов, вносящих сотни поправок в Налоговый кодекс.
«Считаю, отметил Сергей Катырин, что в период до 2025 года необходимо сосредоточиться на разработке новой редакции Налогового кодекса РФ, в которой необходимо отразить все передовые тенденции времени».
Глава ТПП РФ остановился на нескольких, по его мнению, важных для бизнеса вопросах.
Так, необходимо в кратчайшие сроки завершить работу по реформированию системы неналоговых платежей. До сих пор официальная версия законопроекта Минфином РФ в Правительство РФ не внесена, хотя она уже была согласована всеми заинтересованными сторонами.
Проблема неналоговых платежей не только в том, подчеркнул Сергей Катырин, что они разрознены по нормативным актам, принимаются зачастую подзаконными актами, но и в их бесконтрольном хаотичном введении и применении на всех уровнях власти. Нужно законодательно ограничить возможность бесконтрольного установления всех таких платежей. В законе должны, в том числе, содержаться предельные размеры неналоговых платежей, которые могут установить в регионе и на муниципальном уровне, а сами платежи в обязательном порядке должны быть перечислены в открытом общедоступном перечне.
На сегодняшний момент Правительством РФ планируется «переквалифицировать» из «парафискалитетов» в «налоги и сборы» такие платежи, как: экологический сбор, утилизационный сбор, плату за негативное воздействие на окружающую среду, плату с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сборы с операторов связи. Так, Минфином России уже разработан законопроект о введении экологического налога. По мнению бизнеса, принятие каждого из этих законов не соответствует базовому подходу к регулированию неналоговых платежей, зафиксированному в решении Правительства РФ. То решение предусматривает подготовку проекта комплексного федерального закона о включении в НК РФ ряда неналоговых платежей, а не отдельных законопроектов по каждому из их видов.
Экономический рост невозможен без увеличения экспортного потенциала России. В этой части Палата предлагает сосредоточить внимание на администрировании экспортных операций по выпуску груза. Сегодня российские предприятия-экспортеры, отправляющие товары стоимостью до 1000 евро, имеют право оформлять свои грузы в упрощенной форме, используя транспортные коммерческие и иные документы. На их основе перевозчик, он же одновременно имеет статус и таможенного представителя, оформляет таможенную декларацию в виде реестра. В одном таком реестре бывают задекларированы многие сотни товаров сотен экспортеров, поэтому выдать копию реестра (то есть копию таможенной декларации) каждому экспортеру невозможно – есть ограничения (коммерческая тайна, защита персональных данных и т.д.). Прямое толкование норм Налогового кодекса РФ, к сожалению, не предусматривает использование выписки вместо копии декларации, а это лишает экспортера права на применение нулевой ставки НДС. Да и сам порядок администрирования реестра достаточно сложен: для заверения таможенной декларации нужно обращаться в два таможенных органа. Палата считает, что надо просто узаконить получение выписки из реестра и дать экспортерам право заверять его только в том таможенном органе, который и принял этот реестр.
Сергей Катырин затронул также ряд вопросов, имеющих отношение к развитию малого бизнеса. В частности, ТПП РФ считает, что следует предоставить возможность налогоплательщикам, работающим по «упрощенке», становиться плательщиками НДС в добровольном порядке. Это, отметил Сергей Катырин, позволит малому бизнесу встраиваться в производственные цепочки с крупным бизнесом, для которого работа с контрагентом-плательщиком НДС является принципиальным вопросом.
Традиционно вот уже ряд лет в пленарных заседаниях Всероссийского налогового форума участвует глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. В этом году в силу объективных обстоятельств Михаил Мишустин не смог присутствовать на мероприятии, но передал видеозапись, в которой он обратился к участникам форума и рассказал о ряде вопросов, решаемых сегодня ФНС России.
Участие представителей ФНС в работе форума было, тем не менее, достаточно весомым. Заместители главы налоговой службы страны Даниил Егоров и Дмитрий Сатин присутствовали на пленарном заседании, выступили на нем и осветили ряд принципиальных для бизнеса налоговых вопросов.
Директор Департамента доходов Минфина РФ Елена Лебединская представила позицию своего ведомства относительно неналоговых платежей бизнеса и законопроекта о введении экологического налога – эти темы были затронуты Сергеем Катыриным в его выступлении.
Своими взглядами на различные аспекты налогообложения поделились председатель Экспертного совета Госдумы РФ по налоговой политике Михаил Орлов, заместитель руководителя Рабочей группы ТПП РФ по электронному документообороту Василий Зудин, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев, другие.
Пленарному заседанию во второй день работы форума предшествовали заседания четырех «круглых столов».
На «круглом столе» по теме «ЭДО, маркировка, прослеживание: путь к цифровой экономике» были рассмотрены такие вопросы, как изменение законодательства по НДС в 2018-2019 г.; развитие автоматизированных средств контроля и использование их при проведении камеральной налоговой проверки; упрощение администрирования НДС в результате внедрения новых видов автоматизированного контроля; сокращение срока камеральной проверки; дальнейший вектор развития инструментов налогового контроля; ЭДО, маркировка, отслеживание – последовательные этапы перехода к цифровой экономике.
Основными направлениями дискуссии «круглого стола» по теме «Экологический налог – изменение названия или содержания?» стали проблемы усиления регулирующей функции экологического налога и предотвращения фискализации платежа при передаче его администрирования налоговой службе; минимизация издержек налогоплательщиков из-за ужесточения режима при передаче администрирования платежа налоговой службе; соотношение введения экологического налога и перехода к применению наилучших доступных технологий; возможности синхронизации налоговых и экологических проверок и отчетности с целью снижения издержек компаний.
Основные направления налоговой политики и управление налоговыми рисками – такой была тема очередного «круглого стола». Его участники рассмотрели такие вопросы, как важнейшие предстоящие изменения налогового законодательства в 2019 году; как перестроиться под добавленный НДС; корпоративное налоговое планирование, практика управления налоговыми рисками на предприятии, бизнес-кейсы.
Участники еще одного «Круглого стола» на тему «Актуальные вопросы косвенного налогообложения. Акцизы» дискутировали о глобальных подходах к системе косвенного налогообложения в Российской Федерации на современном этапе, обсуждали вопросы противодействия контрабанде подакцизных товаров и производству контрафактной продукции, перспективы совершенствования государственной налоговой политики в сфере косвенного налогообложения, тенденции развития налога на добавленную стоимость в условиях цифровизации экономики.
Отчеты о работе «круглых столов», а их за два дня работы Налогового форума было проведено восемь, представили в ходе пленарного заседания.
Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь
Фото: Д.Подрезов