В российском налоговом законодательстве зреют перемены. Пожалуй, самым частым термином последних недель стало словосочетание «налоговый маневр». А так как все, что связано с фискальной нагрузкой имеет самое прямое отношение к отечественному бизнесу, очередное заседание рабочей группы Торгово-промышленной палаты России по управлению налоговыми рисками не могло оставить этот вопрос без внимания.
Начал разговор ее руководитель, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павел Гагарин. Он подчеркнул, что все признаки свидетельствуют: в ближайшее время этот самый налоговый маневр и произойдет. Будут разработаны новые налоговые правила на перспективу, а дальше начнется их практическое применение. И тут свое веское слово может сказать группа по управлению налоговыми рисками. Хотя бы потому, что одним из основных направлений ее деятельности является экспертиза тех законодательных актов, которые разрабатываются и планируются к принятию, генерирование инициатив в области налогообложения.
Кроме того, ряд пожеланий по усилению этой работы поступил и от руководства ТПП РФ. Поэтому он призвал всех членов рабочей группы активизироваться и более предметно принимать участие в этой работе для того, чтобы выработать экспертные предложения по уменьшению налоговых рисков, особенно неоправданных.
Эту тему продолжил директор Департамента законотворческой деятельности ТПП РФ, заместитель председателя налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев. Он подчеркнул, что налоговый маневр – это вопрос не только экономический, но и политический, в нем нужно разобраться досконально.
Предлагаемые его сценарии сводятся к следующим вариантам. Первый из них предполагает снижение страховых взносов с нынешних 32 до 22 процентов, но НДС при этом увеличивается до 20 процентов. Что в результате получают предприниматели? Реализация первого варианта позволит сократить расходы на уплату страховых взносов в среднем на 10-19% (450-990 млн рублей по подсчетам некоторых компаний), при этом нагрузка по уплате НДС возрастет на 11% (171-1 504 млн рублей у тех же компаний), а налоговые обязательства по налогу на прибыль увеличатся почти на 2 %.
Второй сценарий, вынесенный в публичное пространство, предусматривает понижение страховых взносов до 21 процента с одновременным повышением до такого же уровня НДС. Его реализация позволит сократить расходы на уплату страховых взносов в среднем на 14-24% (560-1 283 млн рублей), при этом налоговая нагрузка по НДС увеличится почти на 17% (259-2 256 млн рублей). Итоговый результат для предпринимателей похожий: повышение нагрузки по налогу на прибыль более чем на 2 процента и некоторое снижение для отдельных предприятий, связанное с особенностями их налогообложения.
И, наконец, по третьему варианту (Д. Фадеев назвал его худшим из трех зол для бизнеса) страховые взносы снижаются до 21 процента, НДС повышается до 20 процентов, и одновременно до 15 процентов растет НДФЛ. Здесь рост нагрузки по НДФЛ составит 16% или до 698 млн. рублей, рост нагрузки по НДС составит 11% или 1 млрд 504 млн рублей, понижение страховых взносов даст эффект минимизации от 560 млн до 1 млрд 283 млн рублей). В этом случае налоговая нагрузка для большинства компаний увеличивается на 2,3 процента.
Реальные доходы населения в условиях роста обязательных расходов (ЖКХ, топливо и др.) еще больше снизятся, что приведет к падению потребительского спроса, а это, в свою очередь, несколько снизит деловую активность бизнеса. Снижение страховых тарифов, то есть уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда, будет полезным там, где именно это самая большая статья расходов, например, для IT-бизнеса. Реализация предложенных решений отрицательно отразится на пенсионной системе: наполняемость государственных внебюджетных фондов снизится, из федерального бюджета необходимо будет компенсировать потери.
Однако, как оказалось, исчерпаны еще не все возможности для налоготворчества. Вчера было озвучено еще одно предложение – «22 на 22». По этому варианту планируется установить ставки и страховых взносов и НДС на уровне 22 процентов. Результат скорее всего будет таким же: новые проблемы для бизнеса, рост цен для рядовых потребителей.
В Палате продолжается обобщение предложений, а по итогам работы группы управления налоговыми рисками будет сформулирована общая позиция для диалога с Минфином. Хотелось бы предложить нашим соседям по Ильинке, чтобы в списке вариантов фискальной направленности нашлось место и для варианта налогового стимулирования предпринимателей.
В коротком комментарии к этому выступлению П. Гагарин высказал одно интересное наблюдение. По его словам, при всем многообразии предлагаемых вариантов налогового маневра ни в одном из них не просчитан налоговый потенциал налогоплательщиков. Никто не знает, сколько этого потенциала еще осталось, и каким образом изменение налоговых ставок будет влиять на цены – как оптовые, так и розничные. А все благие намерения авторов этих вариантов в части искоренения «серых» зарплат, повышения конкурентоспособности российских товаров, стимулирования экспорта и т.п., не подкреплены пока серьезными расчетами.
Дискуссию продолжил заместитель директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина Виталий Прокаев.
Он сообщил участникам заседания, что по расчетам министерства вариант «22 на 22» будет нейтральным для бизнеса. Правда, здесь была простая констатация этого положения, не подкрепленная конкретными цифрами. В Минфине понимают, что это может вызвать некоторый рост инфляции (до 2,6 процентов), но такая цифра разработчиков налогового маневра не пугает. Налоговый потенциал в Минфине тоже просчитывают, но полагают, что снижение страховых взносов приведет к «обелению» фонда оплаты труда и выводу заработных плат из тени. Таким образом, как полагают разработчики маневра, налогом будет облагаться потребление, а не производство.
О новеллах в налоговом законодательстве участникам встречи рассказала заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова. Перед ними выступили также начальник Налогового управления компании «Нефтетранссервис» Майя Сапунова, исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ФГУП «Росморпорт» Яков Быков и др.
Участники заседания рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками обсудили также целый ряд других важных вопросов.
Пресс-служба ТПП РФ, С.Козак