Эксперты указали на дублирование при надзоре за безопасностью портовых ГТС
image description Эксперты указали на дублирование при надзоре за безопасностью портовых ГТС
18 июня 2020г.

Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (ассоциация является членом ТПП РФ) Серик Жусупов от имени отраслевого сообщества обратился в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию с законодательным дублированием в реализации способов госрегулирования в сфере безопасности портовых гидротехнических сооружений. По мнению экспертов, такое дублирование противоречит принципам «регуляторной гильотины» и создает дополнительные административные барьеры.

Основными принципами реформы контрольно-надзорной деятельности, именуемой «регуляторной гильотиной», проводимой правительством РФ, являются принципы одного контролирующего органа, обеспечения наименьшего регуляторного воздействия, риск-ориентированности и приоритета законодательного уровня регулирования. В действующем законодательстве имеются многочисленные пересечения в реализации способов госрегулирования в сфере безопасности портовых гидротехнических сооружений.

В настоящее время сложилась ситуация, когда надзор за безопасностью портовых гидротехнических сооружений в стране осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в рамках двух надзоров — федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, что противоречит принципам «регуляторной гильотины» и создает дублирование в реализации способов государственного регулирования в сфере безопасности портовых ГТС.

Вопросы безопасной эксплуатации портовых ГТС в достаточной степени регулируются федеральным законом 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральным законом 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, на основании которого Ространснадзор осуществляет государственный транспортный надзор за безопасностью портовых ГТС. В соответствии с Законом о техническом регулировании исключено применение обязательных требований к объектам, в отношении которых приняты технические регламенты.

Обязательные требования, установленные федеральным законом 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не распространяются на портовые ГТС, так как они идентичны обязательным требованиям Технического регламента и дублируют их, однако Ространснадзор применяет данные требования в отношении портовых ГТС.

Принцип риск-ориентированности в отношении портовых сооружений установлен, но в силу правовой коллизии, существующей между статьей 6.1 Кодекса торгового мореплавания РФ и пунктом 6(6) Положения о федеральном государственном транспортном надзоре 236, не применим.

Многолетняя практика эксплуатации портовых ГТС показывает отсутствие факторов опасности, рисков и угроз, приводящих к чрезвычайным ситуациям вследствие повреждений конструкций портовых ГТС, что является в соответствии с законом о безопасности ГТС главным критерием отнесения объектов к данному закону.

Дублирование различных нормативных документов на практике приводит к дополнительной административной нагрузке, двойным затратам на разработку по своей сути одинаковых документов по эксплуатации портовых гидротехнических сооружений и дополнительным расходам. В свою очередь, это позволяет представителям органов надзора при проведении контролирующих мероприятий прибегать к широкой трактовке законодательных документов, что напрямую противоречит принципам реализации механизма «регуляторной гильотины».

Данные вопросы неоднократно поднимались представителями Ассоциации и обсуждалась в рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере промышленной безопасности, в сфере водного транспорта, а также на площадках Аналитического центра при правительстве РФ и Минтранса России. Несмотря на это, Минтрансом России и Ростехнадзором проблема осуществления двойного контроля (надзора) за безопасностью портовых гидротехнических сооружений до настоящего времени не урегулирована.

Представляется целесообразным учесть имеющиеся недочеты в действующем законодательстве и сформировать современную, адекватную требованиям времени и технологического развития, эффективную систему регулирования в сфере безопасности портовых гидротехнических сооружений.

Источник: https://regnum.ru/news/economy/2984951.html




Эксперт:  Жусупов Серик
Тематики:  Законотворчество /  Контроль/надзор
Источник: REGNUM

К списку