В рамках второго заседания Комиссии «Бизнес-практики для целей устойчивого развития» Совета ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству обсудили вопросы изменения климата. Модератором выступила председатель комиссии Ирина Архипова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия.
Глобальное изменение климата, как фиксируют страховые компании, приводит к росту природных катастроф и чрезвычайных ситуаций, создает угрозу для жизни и здоровья людей. Только за последние 40 лет общий ущерб от катаклизмов превысил 5 трлн долларов. Для России с ее большой территорией ситуация с изменением климата с каждым годом становится все более серьезной: климат в нашей стране меняется в 2,5 раза быстрее, а в Арктике – в 4,5 раза быстрее, чем в среднем в мире.
«Экономический ущерб только от таяния вечной мерзлоты оценивается в 2 млрд долларов в год – столько теряет российская экономика. И сегодня у нас собрались эксперты - представители научного сообщества, аудиторы, представители бизнеса. Нам хотелось бы услышать рекомендации наших экспертов для бизнеса, что мы можем сделать в этой повестке, чтобы быть не частью проблемы, а частью ее решения. Как снизить наше углеродное влияние», - сказала Ирина Архипова.
В своем выступлении Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» WWF, рассказал, как пандемия коронавируса повлияла на климат и экологическую ситуацию в стране и мире, и выделил основные причины, которые приводят к климатическим изменениям, какова роль антропогенного влияния на глобальное потепление.
В свою очередь, Игорь Коротецкий, партнер, руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития КПМГ в России и СНГ, рассказал о воздействии бизнеса на изменение климата и озвучил основные механизмы, которые в настоящее время разрабатывают в мире и в России, чтобы стимулировать промышленность к работе над углеродной нейтральностью. Эксперт отметил, что углеродный след становится все более важной характеристикой товаров и услуг, и преимущество на мировом рынке будут иметь производители, реализующие экологические программы и добивающиеся снижения антропогенного воздействия.
О ходе формирования в России национальной системы «зеленого финансирования», ее основных элементах и планируемых сроках запуска рассказал Сергей Семенцов, руководитель направления «Зеленая Экономика» АНО «Институт Внешэкономбанка». Он подчеркнул, что в настоящее время идет формирование глобальной системы зеленого финансирования. Россия начала работу в этой области только в прошлом году, что позволит нашей стране в полной мере учесть мировой опыт и избежать сделанных другими странами ошибок.
Представители крупных российских компаний поделились своим опытом реализации программ по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Так, Евгения Померлян, менеджер по внешним связям и коммуникациям крупнейшего производителя стали «НМЛК», рассказала о возможностях и трудностях, связанных с декарбонизацией экономики России. Илья Семёнов, менеджер по логистике HEINEKEN в России, в рамках экологической повестки компании представил дорожную карту 2030 по учету углеродного следа на этапе логистики и поделился результатами существенного снижения выбросов при производстве за последние 8 лет. Екатерина Иванова, руководитель направления социально-экологической ответственности ООО «Леруа Мерлен Восток», пояснила, как ритейлер управляет своими выбросами парниковых газов, в частности, рассказала о пилотном проекте по компенсации углеродного следа от строительства новых магазинов и складов. Так, компания перевела свои объекты на LED-освещение, внедряет технологии, позволяющие отслеживать утечки и неэффективное использование ресурсов, в логистике использует железнодорожный транспорт, грузовики на газомоторном топливе и изучает перспективы использования электротранспорта. Пилотный проект компании позволяет за счет высадки лесов компенсировать углеродные выбросы от строительства новых площадей. Так, в этом году в рамках «пилота» планируется лесовосстановление на территории 145 га. Всего к настоящему моменту компания восстановила лес на территории 220 га.
В завершение дискуссии Людмила Аметистова, координатор программы «Зеленая экономика» WWF, назвала основные механизмы снижения влияния на климат со стороны бизнеса. Это увеличение энергоэффективности производства, поиск технологических решений для снижения объема выбросов и реализация экологических программ, направленных на минимизацию углеродного следа компании. Дополнительным инструментом достижения климатической нейтральности могут быть лесовосстановительные проекты, но их вклад не может быть более 10-15%. Она также рассказала о составляемом фондом рейтинге открытости экологической информации. Эксперт отметила важность раскрытия такой информации и необходимость диалога с экологами для эффективного решения бизнес-задач компаний.
«Предлагаем создать систему открытого мониторинга экологической информации, технологически продвинуть и сделать доступной для всего населения. Также предлагаем бизнесу открывать на своих сайтах данные по оценкам воздействия на окружающую среду, планы ликвидации аварий, а также информацию о спорных экологических ситуациях», - отметила Людмила Аметистова.
В свою очередь, Ирина Архипова отметила, что инициатива WWF по раскрытию информации будет поддержана.
«Мой вывод по итогам дискуссии – один: нам всем нужно учиться. Готовить специалистов в области устойчивого развития, чтобы в каждой компании были кадры, которые могли перестроить бизнес-процессы. Нам нужно учиться у аудиторов, ученых, бизнес-практиков, учиться на собственных ошибках. Важно начать системно выстраивать работу по снижению влияния на климат», - резюмировала модератор.
Совет ТПП РФ по устойчивому развитию бизнеса,
корпоративной социальной ответственности и волонтерству