В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике. Его открыл и вел председатель Совета, советник президента ТПП РФ Георгий Петров.
С докладами выступили начальник отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Марина Искоскова, эксперт Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Андрей Гуляев, а также исполнительный директор ЗАО «ВОСХОД», заместитель руководителя рабочей группы АНО АСИ по мониторингу дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования» Юрий Ковалев.
Участники дискуссии обсудили проблемные аспекты нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступающего в силу с 1 января 2018 года, и процесс подготовки и принятия предусмотренных им решений Евразийской экономической комиссии. Речь также шла о ходе разработки нового федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» и о возможных путях минимизации контакта декларанта с таможенным органом оформления.
Готовность государств-членов ЕАЭС к вступлению Таможенного кодекса в силу с 1 января 2018 года находится на очень высоком уровне, убеждена Марина Искоскова. Законопроект предполагает необходимость принятия нормативных актов Евразийской экономической комиссии. Они позволят урегулировать вопросы, которые не регламентируются кодексом, и разрешить возможные противоречия между старыми актами и новым сводом законов. Десять из 25 разработанных комиссией актов уже успешно прошли оценку регулирующего воздействия. Вместе с тем, есть опасения, что нормативные акты могут не успеть вступить в силу одновременно с Таможенным кодексом. В этой ситуации предусмотрено сокращение с 30 до 10 дней срока, который должен пройти со дня официального опубликования документа до его вступления в силу.
Работа над проектом нового федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» реализуется с учетом договоренностей, достигнутых при разработке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Проблема заключается в том, что изначально законопроект был разработан Федеральной таможенной службой без учета мнения деловых кругов. В данный момент он находится на стадии доработки в Министерстве финансов. На этом этапе бизнес-сообществу удалось вынести на рассмотрение ряд своих предложений. Некоторые инициативы были учтены при работе над проектом закона, например, возможность участия некоммерческих организаций в разработке проектов нормативных актов, в том числе возможность комментирования через консультативные органы. При этом нынешний проект закона о таможенном регулировании далек от совершенства, подчеркнул Андрей Гуляев. Федеральный закон должен вступить в силу одновременно с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что процесс обсуждения проекта ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» необходимо формализовать, перейдя от уровня экспертного консультирования к официальному обсуждению. Только так может быть установлен взаимовыгодный диалог бизнеса с государственными структурами.
Заседание завершилось обсуждением проекта плана Минфина по совершенствованию таможенного администрирования, в частности положения о минимизации контакта декларанта с таможенным органом управления. Реализация этого пункта плана должна осуществляться путем концентрации декларирования в территориально распределенных ЦЭДах (центрах электронного декларирования). Главные минусы такой концентрации – радикальное изменение всей таможенной структуры, потеря интереса ФТС к другим реформам системы и серьезные затраты государства и бизнеса, считает Юрий Ковалев. По его мнению, решением проблемы минимизации личного контакта может стать введение единой «облачной» системы таможенного оформления и подготовка правовой базы для внедрения безбумажной системы таможни.
Инициатива повсеместного введения электронных сервисов была воспринята участниками заседания неоднозначно. Многие высказали мнение, что Россия еще не готова к полному переходу на систему электронного декларирования. Сбои в работе электронных сервисов приводят к увеличению времени декларирования и, как следствие, к огромным денежным потерям компаний.
Подводя итоги заседания, Георгий Петров отметил, что системные вопросы развития и совершенствования таможенной политики по сложившейся практике обсуждаются, как правило, в формате диалога крупнейших российских бизнес-объединений – ТПП РФ, РСПП, «Деловой России» и «Опоры России». Согласованные предложения предпринимательского сообщества имеют больше шансов быть услышанными как в Министерстве финансов, так и в Федеральной таможенной службе.
Пресс-служба ТПП РФ, Н.Гнеушева