29 августа в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Мероприятие было посвящено обсуждению предлагаемых профессиональным бизнес-сообществом изменений в Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части установления предельного содержания драгоценных металлов в рудах, низкообогащенных концентратах и отходах драгоценных металлов, при которых условия их перевозки могут устанавливаться собственником драгоценных металлов самостоятельно; а также поправок в проект федерального закона № 738437-7 «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ» (об освобождении от налога на добавленную стоимость при реализации драгметаллов физическим лицам).
Позицию бизнеса по вопросу изменения условий транспортировки озвучили заместитель председателя Комитета, генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олег Пелевин и начальник юридического отдела ООО «Сибпроект» Дарья Симонова, отметившие, что, учитывая характеристики транспортируемого в аффинажные организации минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, лома и отходов, их объемы и количественное содержание в них драгоценных металлов, исполнение действующих требований законодательства для основной части объектов специального учета, 90% которых относятся к субъектам малого предпринимательства, не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат.
Бизнес-сообщество предлагает внести изменения в Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части перевозки материалов, содержащих драгоценные металлы менее установленного предела, без использования транспортных средств, оборудованных соответствующими техническими устройствами, а также без сопровождения вооруженной охраны. При этом обязательным условием является принятия собственником мер по обеспечению сохранности таких материалов и исключению доступа к таким материалам посторонних лиц. Предел содержания драгоценных металлов в таких материалах предлагается утверждать Правительством Российской Федерации или Минфином России и установить его в размере 5% по сумме всех металлов.
Предлагаемые отраслевым сообществом меры необходимы для развития отечественного производства драгоценных металлов из бедного сырья, что позволит повысить рентабельность этого производства и вовлечь в хозяйственный оборот дополнительное количество драгоценных металлов, создать новые рабочие места, повысить доходность предприятий и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Принимавший участие в работе Комитета начальник отдела нормативно-правового регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России Николай Маргаритов отметил, что регулятор в принципе поддерживает позицию бизнеса по данному вопросу, но необходимо согласование всех предложений с представителями правоохранительных органов.
Советник генерального директора ведущего аффинажного предприятия страны ОАО «Красцветмет» Елена Миклашевич, прокомментировала предлагаемые предпринимательским сообществом поправки в текст законопроекта № 738437-7.
Принятие предложенных поправок, по мнению экспертов, позволит создать равные условия для субъектов рынка драгоценных металлов. В последовательных операциях цепочки производства, наряду с аффинажными предприятиями участвуют предприятия, занимающиеся производством драгметаллов из лома и отходов (включая обработку (переработку), вторичного сырья, содержащего драгметаллы). На первичной стадии его переработки (операции по разборке, первичной плавке, обогащению, иные операции, предшествующие непосредственно аффинажу), при этом такие виды деятельности как обработка (переработка) лома и отходов драгметаллов, в соответствии с положениями Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (законопроект № 643266-7 принят Государственной Думой в третьем чтении 24 июля 2019 года), будут подлежать лицензированию.
Для исключения коррупционной составляющей при осуществлении операций с драгоценными металлами (в части применения ставок НДС) необходимо установление для всех субъектов рынка равных условий для осуществления деятельности и одинакового налогового администрирования.
В обсуждении предлагаемых участниками рынка драгоценных металлов мер приняли участие начальник Управления контроля за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней Пробирной палаты России Андрей Белов, член Комитета, председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба, заместитель начальника Управления по работе с федеральными органами государственной власти ООО «УК Полюс» Екатерина Чебрикова, главный эксперт Департамента законотворческой деятельности ТПП России Лариса Макарова.
Также в ходе заседания состоялось обсуждение подготовленных Минфином России в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» структуры нормативного правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности, связанной с производством, использованием и обращением драгоценных металлов, а также с добычей (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней, а также перечня правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пробирного надзора.
По итогам заседания сформирована рабочая группа для подготовки обращений с экспертными предложениями в федеральные органы исполнительной и законодательной власти.
Ответственный секретарь Комитета, О.Герасимова