Заседания

Заседания

14 сентября 2020г.

Острые проблемы восстановления отечественной ювелирной отрасли обсудили на площадке ТПП РФ

14 сентября 2020 года на заседании Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням были обсуждены практические меры по восстановлению отечественной ювелирной отрасли. Участие в дискуссии приняли свыше 40 представителей профильных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Администрации Костромской области, Минфина России, Федеральной пробирной палаты, Росфинмониторинга, Гохрана России, руководители и специалисты отраслевых предприятий, профессиональных объединений, представители экспертного сообщества.

Открыл и вёл заседание председатель Комитета, генеральный директор ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Михаил Дягилев, который напомнил участникам мероприятия о том, что отечественная сфера производства (падение до 30%) и продаж (падение до 15%) ювелирных изделий за первую половину 2020 года понесла колоссальные потери. В первую очередь это произошло из-за падения спроса, обусловленного снижением покупательной способности и ростом цен на драгоценные металлы и камни. Выход из кризиса, восстановление занятости и доходов в отрасли, равно как и восстановление спроса на ювелирную продукцию, невозможны без модернизации нормативно-правовой базы, без смены экономической политики и изменения регуляторной среды.

С приветственным словом к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, который отметил, что в последние месяцы ТПП России было направлено беспрецедентное количество обращений в Правительство и федеральные органы власти с конкретными предложениями в Антикризисный план Правительства России по скорейшему восстановлению нормальной предпринимательской деятельности. Отдельные предложения нашли отражение и в Антикризисном плане, и в ряде последующих решений Правительства, министерств. На федеральном уровне принят ряд системных решений, оказаны меры поддержки розничной торговле ювелирными изделиями.

Однако этого явно недостаточно даже для возвращения к докризисному состоянию, а проблемы ювелирной отрасли начались гораздо раньше. ТПП России, заверил Дмитрий Курочкин, будет и дальше делать всё от неё зависящее, чтобы консолидированная позиция ювелирного сообщества дошла до Правительства страны, федеральных органов власти, воплотилась в нормативно-правовую базу.

Основным докладчиком выступил член Комитета, генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин, который озвучил программные предложения ювелирного сообщества, в том числе подчеркнул необходимость обратить особое внимание на неотложность следующих направлений совершенствования регуляторной среды:

1) Для увеличения объёмов продаж на внутреннем рынке вывести изделия из серебра из категории объектов контроля законодательства «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2) Для увеличения экспорта изделий из серебра в форматах B2B и B2C отраслевое предпринимательство предлагает отменить процедуру государственного контроля при вывозе изделий из серебра в страны, не входящие в состав Евразийского экономического союза.

3) Для снижения издержек на администрирование требований, предъявляемых к участникам рынка, отменить применение устаревших неактуализированных обязательных правил за счёт модернизации контрольно-надзорной деятельности и внедрения в отрасли ГИИС ДМДК.

Эдуард Уткин проинформировал, что основную помощь государства по выводу отрасли из кризисного состояния участники рынка видят в масштабной либерализации оборота изделий из серебра. Это самый доступный по ценам сегмент продукции для потребителей, самый низкозатратный для производителей и самый низкорисковый для государства. Ввиду сохраняющейся относительно низкой стоимости серебра, именно производство изделий из этого металла может обеспечить загрузку свободных мощностей и позволит сохранить рабочие места в условиях острого дефицита оборотных средств у предприятий. Для предприятий, осуществляющих розничную реализацию ювелирных изделий из серебра, Федеральный закон № 115-ФЗ содержит положения, затрудняющие ведение предпринимательской деятельности и приводящие к возникновению необоснованных расходов.

С целью снижения затрат на администрирование комплекса мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо исключить из субъектов регулирования 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие куплю-продажу ювелирных изделий из серебра.

Начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Дмитрий Виташов, проинформировал о том, что в международных стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в настоящее время нет разделения драгметаллов по категориям. Необходимо проведение секторального анализа рисков выведения серебра из категории субъектов регулирования 115-ФЗ, консультаций с ФАТФ по этому вопросу. В случае положительного отзыва ФАТФ, Росфинмониторинг готов начать работу в этом направлении.

Кроме того, Росфинмониторинг полагает преждевременным что-либо предпринимать до первых результатов внедрения Государственной информационной системы, предназначенной для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК).

Член Комитета, генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олег Пелевин напомнил о многолетней работе Комитета по выводу технических изделий из драгметаллов также из категории субъектов регулирования 115-ФЗ, озвучил профессиональные обоснования подобных предложений и обратился к представителю Росфинмониторинга с просьбой рассмотреть возможность вернуться к обсуждению данной проблемы.

Эдуард Уткин озвучил также предложения ювелирного сообщества по второму блоку вопросов. Процедура государственного контроля при экспорте ювелирных изделий сдерживает развитие экспорта ювелирной продукции в формате В2В и практически полностью блокирует экспортные возможности российских ювелиров в формате В2С. Отечественные продавцы не могут конкурировать в части логистической составляющей с ведущими мировыми электронными площадками.

Из-за сложности оформления таможенной процедуры вывоза участники внешнеторговой деятельности вынуждены пользоваться услугами таможенных брокеров, что увеличивает стоимость товара.

Двухступенчатая система оформления экспорта и только на ограниченном количестве специализированных таможенных постов увеличивает сроки доставки товара покупателю. Сокращение сроков доставки товара, особенно в формате В2С, является сегодня одним из важнейших факторов конкурентного преимущества.

Для отмены госконтроля при вывозе серебряных изделий надо внести изменение в «Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», утвержденное Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», обязывающее при осуществлении таможенной процедуры экспорта представлять таможенному органу акт государственного контроля.

Свои предложения и дополнения озвучили руководитель ювелирного дивизиона ОАО «Красцветмет» (г. Красноярск) Анна Панасюра и советник генерального директора ОАО «Красцветмет» Елена Миклашевич.

Комментируя предложения специалистов отрасли, ведущий советник отдела обеспечения контроля в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России Юлия Коннова предложила поэтапное решение проблемы: сначала – упрощение процедуры государственного контроля при вывозе изделий из серебра в страны, не входящие в состав ЕАЭС. Представитель регулятора подтвердила, что в министерстве готовы к диалогу с бизнесом с целью выработки наиболее эффективного решения.

В продолжение темы начальник Управления контроля (надзора) за использованием, обращением и переработкой драгоценных металлов и драгоценных камней Федеральной пробирной палаты Игорь Юдаев сообщил, что в интересах развития интернет-торговли в Палате проходит всестороннее обсуждение перспектив совершенствования госконтроля в части прохождения сроков для физических лиц.

Наиболее продолжительным по времени стало обсуждение внедрения ГИИС ДМДК, а также об организации специального учёта. Главным образом речь шла о возможностях системы, о связанных с ней издержках и о новых требованиях. Проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в настоящее время проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Предложения отраслевого предпринимательства по его доработке озвучил член Комитета, исполнительный директор Комитета по драгоценным металлам, драгоценным камням, ювелирному искусству и народным художественным промыслам Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Владимир Збойков.

Члены Комитета, председатель Совета Союза старателей Виктор Таракановский и председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба озвучили требующие дополнительного разъяснения вопросы, связанные с рисками применения ГИИС ДМДК к субъектам золотодобычи.

О проблемах технической реализации ГИИС ДМДК в ИТ-системах банков и других вопросах, связанных с внедрением системы, рассказали члены Комитета - президент Саморегулируемой организации «Национальная финансовая ассоциация» Василий Заблоцкий и заместитель руководителя Федеральной пробирной палаты Дмитрий Замышляев.

Учитывая актуальность поднятых в ходе работы Комитета вопросов, Игорь Юдаев внес предложение провести подобную встречу, посвященную отдельному обсуждению всех оставшихся неразрешенными вопросов внедрения ГИИС ДМДК.

В завершение дискуссии председатель Комитета Михаил Дягилев и вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин заверили участников заседания в том, что все предложения отраслевого предпринимательства, сформированные в консолидированную позицию, будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти с целью их реализации.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, О.Герасимова

image description Документы
1. Уткин Э.Ю. Отмена 115 ФЗ для серебра.pdf
2. Уткин Э.Ю. Государственный контроль при экспорте.pdf
3. Збойков В.А. Повышение нагрузки участников рынка при вводе ГИИС ДМДК (11.09.2020).pdf
Фотогалерея