17 октября 2017 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось открытое заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы и Комиссии по малому и среднему бизнесу АКАР на тему: «Проблемы участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках».
Модератором заседания выступил председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Сергей Пискарев. Из-за искусственных барьеров, вводимых в процессе тендера, большинство агентств, являющихся представителями малого и среднего бизнеса, оказались поставлены в неравные условия. Малый и средний рекламный бизнес сегодня практически лишен возможности участвовать в значительных тендерах крупных компаний страны с государственным участием, несмотря на то, что эти агентства обладают обширным портфолио с блестящими проектами и давно работают с крупнейшими российскими и иностранными рекламодателями, а также имеют огромный креативный и производственный потенциал.
Сейчас на долю МСП приходится всего 10-15% от общерыночных затрат на рекламу госкорпораций, а многие агентства, которые попадают под эти ограничения, вовсе лишены возможности участвовать в тендерах ведущих госкомпаний страны.
Егор Альтман, сопредседатель Комиссии по малому и среднему бизнесу АКАР, отметил проблему недобросовестности формирования заказчиками технического задания, которое заведомо сужает количество участников тендерного конкурса. Со стороны исполнителей также нередки случаи прямого жульничества и обхода процедур корректного обеспечения обязательств, на что Егор Альтман предложил ввести требование для агентств иметь членство в АКАР, обеспечивающее надежность и добросовестность компаний.
Антон Свириденко, советник уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей: «Необходимо, чтобы бизнес перестал испытывать проблемы, для этого нужно, чтобы госкорпорации начали с ним работать и, по крайней мере, чётко выполнять те установки, которые есть в процентном соотношении законодательно. При этом важно не имитировать работу, а именно работать, по настоящему, привлекая малый и средний бизнес к закупкам. Относиться нужно к вопросу тщательно и гибко, наставлять на таких условиях, которые не противоречат законодательству». Советник, отмечая проблему несостыковки положений в ряде технических заявок, призвал госкорпорации не усложнять условия конкурсов, чтобы не отсекать малый бизнес от участия в закупках. «Проблема должна решаться в обозримом будущем (2-3 года)», - подчеркнул Свириденко. Прямые переговоры с компаниями с госучастием, формирование реестра госзаказчиков - вектор, который наметил Свириденко для решения проблемы.
Сергей Пискарёв призвал коммуникационное сообщество использовать все доступные алгоритмы для защиты своих прав, и более детально формулировать проблемы для их обсуждения и решения.
Томах Мария, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС, отметила продуктивную деятельность ФАС России по мониторингу и пресечению недобросовестного проведения закупочных процедур. Ведомство активно рассматривает все заявки о случаях нарушения на тендерах и проводит мероприятия по недопущению недобросовестной конкуренции на коммуникационном рынке.
В качестве итоговых рекомендаций участники заседания подчеркнули важность проведения комплекса мероприятий по обучению специалистов, занимающихся тендерами, а также сформировать компетентное представление коммуникационного сообщества о процедуре соблюдения формальных сторон тендерных отношений.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы