Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан Минтрансом России для совершенствования регулирования лоцманской деятельности в морских портах в части создания равных условий для всех лоцманских организаций.
Проектом акта устанавливается базовое условие оказания услуг по лоцманской проводке в морских портах при наличии в них нескольких лоцманских организаций посредством применения электронной очереди морских лоцманов.
В соответствии с действующим законодательством информация о заходе судна вносится капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в информационную систему государственного портового контроля. Капитан морского порта подтверждает такую информацию. Учитывая, что разработчиком в пояснительных материалах не приведена характеристика и описание проектируемой модели электронной очереди, можно предположить, что определение очередности будет формироваться после подтверждения получения информации капитаном порта.
Таким образом, формирование электронной очереди находится в прямой зависимости от действий капитана порта, что сопряжено с риском расширения дискреционных полномочий.
В этой связи Минэкономразвития России считает необходимым проработать механизм регламента действия, в том числе капитана морского порта при формировании алгоритма функционирования электронной очереди с учетом необходимости обеспечения принципа произвольности выбора организации без возможности воздействия на данный выбор.
Вместе с тем проектом акта вводятся императивные требования и для судовладельцев:
- судовладелец будет вынужден платить различный размер лоцманского сбора в зависимости от установленных ставок лоцманской организации, которая будет оказывать услуги по лоцманской проводке судов в соответствии с электронной очередью;
- лоцманские организации должны будут обеспечить лоцманскую проводку судов в соответствии с электронной очередностью без учета количества и квалификации сотрудников, а также ранее выстроенных договорных отношений.
На практике при взимании сбора лоцманские организации запрашивают дополнительную плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна. При этом размеры такой услуги по доставке лоцмана на судно и снятия с судна также различны. Вместе с тем, лоцманские организации имеют различный уровень технической оснащенности, что способно влиять на качество и скорость оказания лоцманских услуг.
Таким образом, введение механизма электронной очереди с различными ставками лоцманского сбора способно затруднить планирование финансово - хозяйственной деятельности грузоперевозчика.
(заключение Минэкономразвития России от 9 июня 2018 г. № 15907-СШ/Д26и)
22 Июня 2018
Очередность оказания услуг по лоцманской проводке судов