Очередность оказания услуг по лоцманской проводке судов
22 Июня 2018
Очередность оказания услуг по лоцманской проводке судов
Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан Минтрансом России для совершенствования регулирования лоцманской деятельности в морских портах в части создания равных условий для всех лоцманских организаций.

Проектом акта устанавливается базовое условие оказания услуг по лоцманской проводке в морских портах при наличии в них нескольких лоцманских организаций посредством применения электронной очереди морских лоцманов.

В соответствии с действующим законодательством информация о заходе судна вносится капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом в информационную систему государственного портового контроля. Капитан морского порта подтверждает такую информацию. Учитывая, что разработчиком в пояснительных материалах не приведена характеристика и описание проектируемой модели электронной очереди, можно предположить, что определение очередности будет формироваться после подтверждения получения информации капитаном порта.

Таким образом, формирование электронной очереди находится в прямой зависимости от действий капитана порта, что сопряжено с риском расширения дискреционных полномочий.

В этой связи Минэкономразвития России считает необходимым проработать механизм регламента действия, в том числе капитана морского порта при формировании алгоритма функционирования электронной очереди с учетом необходимости обеспечения принципа произвольности выбора организации без возможности воздействия на данный выбор.

Вместе с тем проектом акта вводятся императивные требования и для судовладельцев:

- судовладелец будет вынужден платить различный размер лоцманского сбора в зависимости от установленных ставок лоцманской организации, которая будет оказывать услуги по лоцманской проводке судов в соответствии с электронной очередью;

- лоцманские организации должны будут обеспечить лоцманскую проводку судов в соответствии с электронной очередностью без учета количества и квалификации сотрудников, а также ранее выстроенных договорных отношений.

На практике при взимании сбора лоцманские организации запрашивают дополнительную плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна. При этом размеры такой услуги по доставке лоцмана на судно и снятия с судна также различны. Вместе с тем, лоцманские организации имеют различный уровень технической оснащенности, что способно влиять на качество и скорость оказания лоцманских услуг.

Таким образом, введение механизма электронной очереди с различными ставками лоцманского сбора способно затруднить планирование финансово - хозяйственной деятельности грузоперевозчика.

(заключение Минэкономразвития России от 9 июня 2018 г. № 15907-СШ/Д26и)