2/3 замечаний в связи с угрозой издержек бизнеса учитывается в рамках ОРВ
25 Мая 2020
2/3 замечаний в связи с угрозой издержек бизнеса учитывается в рамках ОРВ

15 мая 2010 г. было принято постановление Правительства России № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Данный документ впервые закрепил процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в российском законодательстве. Полномочия по проведению ОРВ были возложены на Минэкономразвития, где для этих целей был создан Департамент оценки регулирующего воздействия. Его первым директором стал Алексей Херсонцев, который в настоящее время занимает должность статс-секретаря – заместителя министра экономического развития России, в том числе курирующего вопросы ОРВ.   

По словам Алексея Херсонцева, внедрение ОРВ стало одной из главных мер по улучшению инвестиционного климата. «Минэкономразвития всегда уделяло большое внимание созданию благоприятной регуляторной среды. Это, в свою очередь, возможно только тогда, когда бизнес активно вовлечен в нормотворческий процесс и разработку актов, затрагивающих его интересы. Благодаря оценке регулирующего воздействия, в которой бизнес является полноправным участником, мы претворили этот принцип в жизнь», - подчеркнул заместитель Министра.
«С появлением процедуры ОРВ началась активное изменение нормотворческого процесса. Следующей вехой стал запуск портала regulation.gov.ru, который ознаменовал переход к принципиально новому уровню открытости и прозрачности работы с проектами актов. На сегодняшний день на портале опубликовано более 60 тысяч документов и зарегистрировано почти полмиллиона пользователей.

По масштабу и охвату у портала regulation нет аналогов нигде в мире», - рассказал замминистра Вадим Живулин, руководивший департаментом ОРВ с 2011 по 2018 год.
Проводимая в России работа по внедрению ОРВ и других регуляторных инструментов была высоко оценена на международном уровне: в 2016 году Российская Федерация стала полноправным участником Комитета ОЭСР по регуляторной политике и на постоянной основе принимает участие в его заседаниях.

С 2010 по 2019 годы Минэкономразвития подготовило 9482 заключений об ОРВ, из них 3188 заключений носили отрицательный характер и указывали на недостаточно проработанные требования и положения, которые могли повлечь избыточные расходы субъектов предпринимательской деятельности. В среднем разработчиками учитывается 61% замечаний, поступивших в ходе оценки.

На первом этапе ОРВ проводилась только на федеральном уровне, однако с 2014 года эта процедура вводится в регионах и муниципальных образованиях. На данный момент ОРВ внедрена во всех субъектах Российской Федерации. Только в 2019 году на региональном уровне было подготовлено 4691 заключение об ОРВ, на муниципальном – 10 496 заключений. В 42 % субъектов Российской Федерации ОРВ проводится не только в отношении актов органов исполнительной власти, но и актов, разработчиками которых являются законодательные органы власти.

Как отметил директор департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению и выполнения государственных функций Виталий Злобин (руководил департаментом ОРВ с 2018 по 2020 год), процедура ОРВ помогла изменить само отношение к процессу создания нормативных правовых актов: «Изменилась культура нормотворчества, органы власти начали более ответственно подходить к созданию нормативных актов, стали открытыми к диалогу и поиску компромиссов. На этом строится доверие между бизнесом и государством и, как следствие, эффективная система регулирования и государственного управления в целом».

«Институт ОРВ стал неотъемлемой частью законодательного процесса, без него невозможно проведение масштабных реформ в этой сфере. Например, ОРВ станет фильтром для новой системы обязательных требований, которая сейчас формируется в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Для нас это гарантия того, что каждое из требований будет рассмотрено и оценены все связанные с ним экономические риски», - рассказал директор департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Александр Литвак. По его словам, среди других направлений развития ОРВ - расширение сферы оценки на проекты нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическое развитие регионов, цифровизация нормотворчества и последовательное внедрение в него стандартов ОЭСР.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей (источником информации также является официальный информационный портал об оценке регулирующего воздействия http://orv.gov.ru/).