Заседания

Заседания

15 декабря 2015г.

Участники заседания приняли решение подготовить обращение в адрес министра транспорта РФ о необходимости освобождения от внесения платы специализированной техники, используемой в коммунальном хозяйстве, имеющей разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

В ТПП РФ состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, посвященное подведению итогов работы в 2015 году и определению приоритетных направлений работы в 2016 году.

Открывая заседание, председатель Комитета Андрей Широков отметил, что в преддверии очередного VII Съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который состоится в 2016 году, Комитет решил проанализировать свою деятельность в период с 2011 по 2015 годы. Члены Комитета отметили, что деятельность Комитета динамично развивалась, он активно участвовал в законотворческой деятельности. Комитет организовал и провел множество масштабных мероприятий по ключевым направлениям модернизации жилищного и коммунального хозяйства, имевших широкий общественный резонанс и практическую значимость. Среди них: Всероссийская конференция «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ» в Республике Карелии, Всероссийский форум «Система управления жилищным фондом России», Всероссийский форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства и многие другие.
  
Председатель Комитета кратко перечислил наиболее заметные мероприятия, прошедшие в 2015 году.

В феврале 2015 года в рамках «круглого стола» на тему «10-летие Жилищного кодекса РФ. Успехи и проблемы» был проведен глубокий анализ изменений, внесенных в Жилищный кодекс Российской Федерации за 10 лет со дня введения его в действие, который показал, что в целом жилищное законодательство весьма неустойчиво: за указанный период в кодекс внесено более 40 изменений и дополнений, принято более 3000 подзаконных правовых актов.

В июне 2015 года Комитет провел обсуждение и принял непосредственное участие в дальнейшей доработке проекта Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года. Многие предложения экспертов Комитета были учтены в доработанном документе.

Резонансный отклик получил проведенный в сентябре 2015 года круглый стол «От экономики дома к экономике управляющей организации». Его главным итогом стал вывод, что экономика дома начинается с сознания собственника, который должен являться заказчиком услуг по управлению и содержанию многоквартирного дома. Однако на данный момент большинство собственников помещений в многоквартирных домах в России являются малоинициативными, не желающими брать на себя ответственность за принятие решений по содержанию общего имущества в своих домах. Эксперты также проанализировали проблему перехода от экономики дома к экономике управляющей организации. В частности, они задались вопросом: что необходимо сделать для того, чтобы управление жилым фондом превратилось в рентабельный бизнес. В ходе круглого стола обсуждались узкие места установления платы за содержание и управление многоквартирным домом. Некоторые участники круглого стола выдвинули предложение о введении государственного регулирования по данному направлению деятельности. Помимо этого, эксперты предложили инструменты для управления многоквартирными домами. Среди них – обязательная для каждого многоквартирного дома Инструкция по эксплуатации и Федеральная методика определения стоимости содержания общего имущества и управления домом.

Кроме того, широко обсуждаемыми темами на заседаниях Комитета и на проводимых им мероприятиях были:
  • введение института лицензирования управляющих организаций;
  • создание условий для экономически обоснованного тарифного регулирования;
  • развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилого фонда;
  • решение проблемы возникновения обманутых дольщиков;
  • повышение энергоэффективности и обеспечение энергетической безопасности объектов жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры;
  • подготовка кадров для жилищно-коммунальной сферы экономики;
  • оптимизация программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе участие в создании финансовых моделей его софинансирования.
Большое внимание Комитетом уделяется взаимодействию с органами государственной власти федерального и регионального уровней. Члены Комитета входят в состав общественных советов, комиссий при Совете Федерации, Минстрое России, а также в Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Председатель Комитета ведет активную работу по продвижению инициатив, выработанных членами Комитета, в межведомственной рабочей группе по вопросам ЖКХ под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака.

Андрей Широков с удовлетворением отметил, что Комитет интенсивно использует для продвижения своих инициатив интерактивные технологии, возможности СМИ. В частности, благодаря проведению вебинаров и прямых видеотрансляций мероприятий в сети Интернет многие представители жилищных и коммунальных предприятий из разных субъектов РФ получили доступ к актуальной информации, смогли получить консультации специалистов по разнообразным, волнующим профессиональное сообщество, вопросам.

Отдельно Андрей Широков остановился на вопросе взаимодействия с торгово-промышленными палатами в регионах России. Комитетом в 2013-2014 годах был проведен анализ работы общественных объединений в сфере ЖКХ, в том числе и в структурах торгово-промышленных палат в регионах России. Были разосланы обращения к руководителям палат с предложением наладить обмен полезным опытом и информацией о ситуации в отрасли. К сожалению, анализ показал, что в системе торгово-промышленных палат мало развито такое направление деятельности, как предпринимательство в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Председатель Комитета выступил с инициативой создания профильных комитетов в каждой ТПП субъектов России, в частности, он заметил, что на их базе возможно создать надежную основу для объединения управляющих организаций в единую «семью». 

Одновременно участники заседания констатировали, что на региональных уровнях действует ряд крупных общественных структур, позиционирующих себя защитниками интересов управляющих жилой недвижимостью. Но вместе с тем опыт общения с представителями управляющих организаций в регионах свидетельствует об их фактической разобщенности. Они отмечают, что не видят действенных способов сообща решать свои проблемы и вести диалог с властью. Управляющие видят выход в создании единой структуры на федеральном уровне, мощно представляющей их интересы и имеющей ресурсы для ведения подобной деятельности.

Говоря о незащищенности управляющих компаний, участники заседания высказывались о присутствии на местах сильного административного ресурса, препятствующего развитию бизнеса в сфере ЖКХ, отмечали необоснованно широкие полномочия жилищных инспекций.

Эту тему поддержала Татьяна Подберецкая, руководитель управляющей компании «Прометей». Она предложила проработать вопрос об аккредитации управляющих организаций при торгово-промышленных палатах в регионах.

Участники заседания обсудили приоритетные направления работы на 2016 год, составили основной перечень мероприятий, обсудили проблемы, существующие в сфере ЖКХ. В частности, остановились на широко обсуждаемой и противоречивой теме введения «прямых» договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Комитет не поддерживает данную законодательную инициативу, считая, что в случае ее реализации остро встанет проблема контроля качества коммунальных услуг и энергосбережения в многоквартирных домах.

Леонид Чернышов, директор Института сити-менеджмента ФАОУ ДПО ГАСИС, отметил необходимость активной подготовки специалистов ЖКХ. Он сказал, что на данный момент разработано и принято уже 20 профессиональных стандартов, в работе находится еще 20 стандартов. Их нужно обсуждать в профессиональном сообществе. Леонид Чернышов предложил уделить особое внимание в рамках мероприятий, запланированных Комитетам на 2016 год, вопросам профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере ЖКХ. Члены Комитета единогласно поддержали его предложение.
 
Генеральный директор ЗАО «Руспромаудит» Оксана Ионова поддержала предложение о консолидации предприятия ЖКХ на местах путем создания в структурах торгово-промышленных палат отраслевых общественных объединений. Такая организация бизнес-сообщества, работающего на рынке ЖКХ, позволит выстроить действенную систему, а также позволит эффективно доводить инициативы Комитета до региональных органов власти.

Андрей Широков поднял еще одну важную проблему, которую на фоне забастовок дальнобойщиков пока не замечают. Это введение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. В соответствии с полученным ответом от Росавтодора, в перечень категорий транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и освобождаемых от внесения платы, специализированная техника, используемая в коммунальном хозяйстве, не попадает. По мнению членов Комитета, требования Постановления от 3 ноября 2015 года №1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» негативно сказываются на финансовом положении предприятий коммунального сектора, в частности, организаций, занимающихся вывозом твердых коммунальных отходов. Учитывая, что сейчас проводится политика сокращения количества полигонов для захоронения отходов, а значит, и увеличиваются расстояния от точки сбора ТКО, образуемых жителями многоквартирных домов, до места захоронения отходов, логистические затраты таких компаний резко возрастают. Это неминуемо повлияет на рост тарифа за вывоз ТКО, что негативно скажется и на финансовом положении собственников, обязанных оплачивать все возрастающие платежи за ЖКУ. Распространение требований данного Постановления на специализированную технику, используемую в коммунальном хозяйстве, внедрение системы «Платон», которая является рычагом взимания платы по ФЗ от 8 ноября 2007 года №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», по мнению Андрея Широкова, крайне негативно скажется на качестве многих коммунальных услуг и поставит под удар большое количество компаний, занятых на этом рынке. Участники заседания приняли решение подготовить обращение о необходимости освобождения от внесения платы специализированной техники, используемой в коммунальном хозяйстве, имеющей разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и направить его от имени ТПП РФ в адрес Министра транспорта Российской Федерации.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в 
сфере жилищного и коммунального хозяйства

Фотогалерея
Календарь

Выбрать материал за период