Зарубежный опыт свидетельствует о том, что клининг как сфера деятельности способна не только успешно развиваться как самостоятельная отрасль, но и занять достойное место среди драйверов отечественной экономики. Развитию этой сферы было посвящено прошедшее заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ.
По словам председателя Комитета Андрея Широкова, одна из главных проблем – слишком простые процедуры по вхождению на рынок клининга. В России эта отрасль еще относительно молода: отсутствует единая государственная стратегия ее развития, где бы были прописаны профессиональные требования к компаниям и ее сотрудникам. Более того, в настоящее время в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) отсутствуют профессии, относящиеся к профессиональной уборке, отметил Андрей Широков.
По словам экспертов, необходимо вводить критерии предварительного отбора клининговых компаний, участвующих в государственных торгах. Демпинг в ходе государственных аукционов на услуги по уборке также вредит здоровой конкуренции и принимает все более абсурдные формы. Сейчас падение цены на услуги на 50-60 процентов уже воспринимается как норма, и в большинстве случаев на этих цифрах не останавливается, а доходит до 70-80 процентов.
Поэтому необходимо менять правила участия компаний в торгах по профессиональной уборке с целью предварительного отбора участников на основании качественных критериев, предлагают эксперты.
Кроме того, было отмечено, что в России сегодня нет средних и высших учебных заведений, которые готовы были бы выпускать специалистов, соответствующих разным уровням квалификации для отрасли профессиональной уборки. При этом потребность в такой подготовке существует и будет только увеличиваться.
Процветают фирмы-однодневки, которые занимаются откровенным мошенничеством и обманывают клиентов, у которых нет единого представления о том, какая должна быть «идеальная» компания, стоимость тех или иных клининговых услуг и как следует правильно оформлять с ними договорные отношения.
Есть и смежные отраслевые проблемы: существует дефицит на рынке отечественных химических средств, препаратов и оборудования для профессиональной уборки.
Согласно данным, сегодня в сфере профессиональной уборки или клининга в России задействовано более 1500 компаний, у 400 из них штат работников насчитывает несколько сотен человек, есть компании, штат которых - более 1000 человек. В общей сложности, в этой сфере деятельности занято около двух миллионов человек.
При этом статистических данных Росстата или других официальных источников, к сожалению, не существует. Есть данные компании DISCOVERY Research Group, которая еще в 2013 году провела маркетинговое исследование российского клинингового рынка. По этой статистике, объем рынка услуг профессиональной уборки в России уже составлял на тот период около 60 млрд рублей. Для сравнения: Рынок профессиональной уборки в Европе – это более 130 тыс. предприятий, 3,6 миллиона человек занятых, 54,4 миллиарда евро годового оборота. Однако говорить о том, что большая часть этих компаний действительно занимаются профессиональной очисткой помещений, пока, не приходится, констатируют члены Комитета.
Учитывая важность происходящих изменений, члены комитета готовят соответствующее письмо в Правительство РФ с просьбой повлиять на развитие этой сферы экономики в стране.
Центр по связям с общественностью и СМИ, Т.Абдуллаев