Дайджест ОРВ за 2017 год
Дайджест ОРВ за 2017 год

Лучшие практики: обзор деятельности системы ТПП России по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов федерального уровня и решений ЕЭК за 2017 год

ТПП России в 2017 году в порядке оценки регулирующего воздействия рассмотрено 1648 актов федерального уровня и решений ЕЭК, по 177 из которых в адрес разработчиков направлены замечания ТПП России.


Отдельного внимания из числа подготовленных заключений ТПП РФ заслуживают заключения по следующим проектам нормативных правовых актов (НПА)
оспаривание кадастровой стоимости
Цель разработки / суть НПА:
Предоставление возможности органам местного самоуправления самостоятельно оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости
Не все предлагаемые положения законопроекта в полной мере отвечают поставленной Конституционным Судом Российской Федерации задаче.

Так, вызывает сомнение обоснованность критерия, согласно которому орган местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии в случае снижения размера планируемых к поступлению за налоговый период налоговых доходов от соответствующего налога, исчисляемого от кадастровой стоимости объекта недвижимости более чем на пятьдесят процентов. Остается неясным, каким образом именно такое, предлагаемое к установлению, процентное соотношение связано с нарушением прав муниципального образования.
Результат ОРВ:
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Позиция ТПП РФ учтена.
пенсионное обеспечение
Цель разработки / суть НПА:
Обеспечение конкуренции при отборе банков, осуществляющих выплаты пенсий лицам, указанным в проекте (в настоящее время ПАО Сбербанк и ФГУП «Почта России» являются агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат пенсий военным пенсионерам).

Предлагается выплату пенсий производить через российские кредитные организации (далее - банки), определенные Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки выплаты пенсий - определять соглашениями между ФОИВ и банками (соглашения могут содержать положения об оказании банками на платной основе дополнительных услуг, размер вознаграждения по которым не должен превышать 0,4 процента суммы пенсионных выплат).
Позиция ТПП РФ:
Содержание соглашений, заключаемых между ФОИВ и российскими кредитными организациями, регламентируется нормами ГК РФ и банковскими правилами, устанавливаемыми Банком России, а размер комиссионного вознаграждения по операциям устанавливается кредитной организацией в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» только по соглашению с клиентами. Проектируемые положения о содержании соглашений не могут являться предметом регулирования Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Департамент законотворческой деятельности ТПП России

Результат ОРВ:
Федеральный закон от 20.12.2017 № 401-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии ФР, и их семей». Позиция ТПП РФ учтена.
закупки у резидентов ТОР
Цель разработки / суть НПА:
Установление нормативного правового регулирования процедуры, предоставляющей юридических лицам с государственным участием право заключать контракты на закупку товаров, работ, услуг с резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) на долгосрочной основе с предоставлением преференций.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор ООО «М.К.Асептика», Председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок
Принятие законопроекта может негативно сказаться на конкуренции. Резиденты ТОР получают льготы при регистрации на такой территории. Таким образом, получение льгот и в рамках закупок лишает возможности конкурировать на данных секторах рынка другим участникам закупок, которые не являются резидентами ТОР. Наличие подобного перечня «особых» резидентов ТОР может привести к коррупционным проявлениям и даст некоторым резидентам необоснованные преимущества. Принятие законопроекта может привести к резкому увеличению конечной стоимости закупок и к монополизации некоторых отраслей экономики, что негативно скажется на всей экономике России.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
государственная регистрация лекарственных препаратов
Цель разработки / суть НПА:
Установление возможности использовать при государственной регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов информацию о результатах доклинических исследованиях лекарственных средств и клинических исследованиях лекарственных препаратов для медицинского применения без согласия правообладателя референтного лекарственного препарата, в случае если такая информация является общедоступной и опубликована в форме открытых данных, в том числе в специализированных печатных изданиях или посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Позиция ТПП РФ:
Любые публикации информации о доклинических и клинических исследованиях лекарственных препаратов должны быть согласованы с правообладателем. Сама по себе открытость информации не означает разрешения на её использование третьим лицам, тем более в коммерческих целях (в данном случае для регистрации воспроизведённого лекарственного препарата).

Возможность использования третьими лицами без согласия правообладателя открытой информации о доклинических и клинических испытаниях лекарственного препарата для медицинского применения приведет к оттоку инвестиций из этой области, что негативно скажется на безопасности лекарственных препаратов, здоровье и жизни пациентов, а также на лекарственной (фармакологической) безопасности страны.

ООО «Векторфарм» - член ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
привлечение к работе иностранных граждан
Цель разработки / суть НПА:
Установление административной ответственности иностранных граждан или лиц без гражданства, а также работодателей, привлекающих указанных лиц в качестве работников, за осуществление ‎трудовой деятельности без заключения трудового договора или гражданско-правого договора, а также за привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан ‎или лиц без гражданства, не заявивших работу как цель въезда в Российскую Федерацию.
Позиция ТПП РФ:
Директор по программам НП Международный альянс «Трудовая миграция», председатель Подкомитета по вопросам трудовой миграции Комитета ТПП России по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности
Установление ответственности работника за данное правонарушение полагаем необоснованным, так как действующим трудовом законодательстве не предусмотрена ответственность работника за работу без оформленного трудового договора. Ответственность же работодателя за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора и за повторное совершение данного правонарушения уже установлена частями 4 и 5 статьи 5.27 КоАП РФ.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
ОСАГО
Цель разработки / суть НПА:
Повышение качества удовлетворения потребностей страхователей, формирование необходимого для этого набора условий ОСАГО, продолжение вектора перехода от жесткого регулирования ОСАГО к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам.
Позиция ТПП РФ:

Требуется уточнить понятие страхователя физического и юридического лица. Вытекающий из проектируемого определения запрет на заключение договора ОСАГО собственником транспортного средства, если у него нет водительского удостоверения, ведет к возникновению проблем с заключением договоров без ограничений при отсутствии у собственника водительского удостоверения.

Российский союз автостраховщиков 
(входит в Союз транспортников России, являющийся членом ТПП РФ)

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
государственный строительный надзор, ТОР
Цель разработки / суть НПА:
Оптимизация порядка осуществления государственного строительного надзора на территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации (ТОР), сокращение избыточных процедур в целях уменьшения административного давления на резидента ТОР при проведении проверок, осуществляемых органами исполнительской власти Российской Федерации.
Позиция ТПП РФ:
Партнер Группы компаний финансово-правового консалтинга «Аудит Груп», Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
В редакции проекта устанавливаются положения, согласно которым:

- резидент ТОР на территории ДФО не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции соответствующего объекта капитального строительства обязан направить в управляющую компанию извещение о начале таких работ;

- управляющая компания в течение десяти рабочих дней со дня поступления соответствующего извещения обязана проверить соответствие лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, требованиям законодательства.

Существует риск того, что управляющая компания может выявить несоответствие резидента ТОР установленным законодательством о градостроительной деятельности требованиям после истечения семидневного срока. Изложенное приведет к издержкам резидентов ТОР в размере затрат на выполненный объем работ в период с даты истечения проектируемого семидневного срока до даты определения управляющей компанией факта несоответствия резидента ТОР установленным требованиям.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
дублирование полномочий
Цель разработки / суть НПА:
Исключение дублирования требований в сфере охраны, безопасности и условий труда, снижение административной нагрузки на работодателей.

Исключение дублирования действий должностных лиц органов надзора, а также «двойного» наказания работодателей за одни и те же нарушения.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор «Национальной ассоциации центров охраны труда» (организация – член ТПП России)

Законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям:

- используются понятия, определения которых отсутствуют как в проектируемом документе, так и в действующем законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (например, «недопустимый риск для человека», «допустимый уровень риска»); 

- из законопроекта неясно, каким образом и кем определяются риски или их уровни и регулирующее воздействие, которое они могут оказать на предпринимателей;

- вводится новое определение «производственный контроль за условиями труда» (возникает два вида контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в процессе производства: «производственный контроль» и «производственный контроль за условиями труда», которые будут дублировать друг друга).

Национальная ассоциация центров охраны труда -  член ТПП РФ, 
Департамент законотворческой деятельности ТПП России

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
охрана труда
Цель разработки / суть НПА:
Обеспечение внедрения передовых достижений в области охраны труда, полноценное внедрение оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда с целью повышения эффективности мероприятий в области охраны труда, сближение и гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны труда с аналогичными нормами в странах Евросоюза.
Позиция ТПП РФ:

Проект содержит ряд положений, требующих исключения или существенного изменения, в том числе:

- необоснованное возложение на работодателя обязанности своевременно выполнять представления профсоюзных органов и иных представителей работников, что не соответствует принципу равноправия сторон в социальном партнерстве (ст. 22 ТК РФ), поскольку ставит работодателя в подчиненное положение по отношению к представителям работников;

- возложение на работодателя требований, неопределенного содержания, в том числе в соответствии с их приоритетностью, установленной в Типовом перечне профилактических мероприятий, который пока не разработан, что открывает возможность для  злоупотребления со стороны надзорных органов;

- декларативная формулировка обязанности работодателя создать безопасные условия труда, допускающая расширительное толкование (невозможность однозначно оценить, о каком конкретно «уровне технической безопасности и производственной гигиены» идет речь, какими методами должно определяться его «соответствие уровню технического и социального развития общества»).

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
реклама
Цель разработки / суть НПА:
Распространение исключения из запрета рекламы в периодических печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах алкогольной продукции, определенной ФЗ «О рекламе», наравне с вином и игристым вином (шампанским), произведенными в РФ из выращенного на территории России винограда, вина и игристого вина (шампанского), произведенных в государствах-членах ЕАЭС из винограда, выращенного на территории РФ и государств-членов ЕАЭС.
Позиция ТПП РФ:
Заместитель генерального директора ООО «НРА», Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы
Отсутствует механизм подтверждения факта производства вина и игристого вина (шампанского) из сырья (винограда), выращенного на территории государства-члена Евразийского экономического союза.

Предлагаемые изменения могут вызвать затруднения при получении информации, подтверждающей факт производства вина и игристого вина (шампанского) на территории государств-членов ЕАЭС, а также при получении сведений, подтверждающих факт производства указанной продукции из сырья (винограда), выращенного на территории ЕАЭС. Факт того, что товар ввезён из государства-члена ЕАЭС, не является гарантией его производства в этом государстве.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
игорные зоны
Цель разработки / суть НПА:
Закрепление положения о том, что в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о ликвидации игорной зоны по истечении десяти лет с даты ее создания убытки организаторов азартных игр, а также иных лиц, владеющих на праве собственности или аренды земельными участками игорной зоны и (или) расположенными на них объектами, возмещению не подлежат.
Позиция ТПП РФ:
Вице-президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата»

Действующее законодательство не устанавливает основания ликвидации игорных зон, не содержит норм о процедуре ликвидации, которые могли бы предупредить возникновение спорных вопросов в случае принятия решения о ликвидации игорной зоны. Такая ситуация создает для участников правоотношений в сфере организации и проведения азартных игр неопределенность того, что ждет их за пределами установленного законом гарантированного срока существования игорной зоны. 

При отсутствии оснований ликвидации, сроках, а также иных положений, раскрывающих более детально порядок ликвидации игорных зон, рассмотрение проекта представляется нецелесообразным.

Калининградская торгово-промышленная палата

Результат ОРВ:
В заключении Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта указано на целесообразность регламентации механизмов принятия решения и ликвидации игорной зоны, обсуждения целесообразности продления сроков действия игорной зоны, обоснования необходимости компенсации части понесенных затрат резидентам игорной зоны, участия резидентов игорных зон в процессе обсуждения принятия решения о ликвидации игорной зоны.
расширение прав таможенных органов
Цель разработки / суть НПА:
Предоставление таможенным органам права самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства снаряженной массой 3,5 и более тонн, осуществляющие перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения актов ЕАЭС и законодательства РФ, без привлечения сотрудников ОВД, не только в пределах зон таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, но и в регионах деятельности таможенных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, для проведения таможенного контроля.
Позиция ТПП РФ:

Действующая и предлагаемая законопроектом нормы фактически распространяются на неограниченный круг лиц, включая физических лиц, и позволяют при отсутствии у автомобильных транспортных средств очевидных признаков «перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем» осуществлять таможенный контроль в отношении всех участников дорожного движения по территории Российской Федерации. 

Наделение таможенных органов правом самостоятельно останавливать автомобильные транспортные средства в иных местах, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличит риск совершения противоправных действий со стороны третьих лиц в процессе перевозки товаров и имеет коррупционную составляющую, что противоречит задаче  по сокращению контрольно-надзорных функций и необходимости соблюдения баланса интересов государства и субъектов, деятельность которых подлежит такому контролю.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, 
Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта вследствие того, что ряд существенных замечаний, в том числе, позиция ТПП России, разработчиком не были учтены.
налоговый контроль при межстрановой отчётности
Цель разработки / суть НПА:
Совершенствование порядка определения цен для целей налогообложения и осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Позиция ТПП РФ:

Законопроект устанавливает критерий для предоставления межстрановой отчетности в случае, «если совокупная выручка международной группы в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью составляет не менее 50 млрд руб.». Однако консолидированная финансовая отчетность может быть составлена по различным стандартам отчетности, и показатели выручки по различным стандартам отчетности могут отличаться. Указанное положение законопроекта требует доработки, в том числе, в части закрепления понятия «совокупная выручка», с указанием особенностей ее определения.

Экспертный совет ТПП РФ по совершенствованию 
налогового законодательства и правоприменительной практики

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
стимулирование геологоразведочных и поисково-оценочных работ
Цель разработки / суть НПА:
Изменение действующего правового механизма взимания регулярных платежей ‎за пользование недрами (кратное увеличение размера регулярного платежа ‎за пользование недрами в случае продления по инициативе недропользователя установленных в лицензии на пользование недрами сроков геологического изучения недр).

Установление штрафных санкций в отношении пользователей недр, которые в силу объективных причин не смогли в установленные сроки завершить изучение недр.
Позиция ТПП РФ:

Принятие проекта приведет к дополнительным существенным и необоснованным расходам компаний-недропользователей и иным негативным последствиям для состояния отрасли:

- отказу недропользователей от продолжения геологического изучения, особенно в малоизученных районах, где необходимость выделения лицензионных участков  больших площадей диктуется малой изученностью территории, а семилетний предельный срок, как правило, недостаточен для полноценного геологического изучения;

- увеличению регулярных платежей недропользователей  с 540 руб. ‎до 54 тыс. руб. за кв. км (для крупных компаний, осуществляющих геологическое изучение участков недр в сложнейших геологических условиях малоизученных территорий, потери будут выражаться многими миллиардами рублей).

Проект не учитывает, что в отношении недобросовестных недропользователей (нарушающих установленные лицензиями сроки проведения работ по геологическому изучению) действующим законодательством предусмотрены эффективные механизмы воздействия, в частности, возможность ограничения, приостановления или досрочного прекращения права пользования недрами даже за однократное нарушение сроков завершения геологического изучения. 

Союз старателей России, 
ПАО «Газпром нефть» 
(члены ТПП РФ)

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
внеплановые проверки
Цель разработки / суть НПА:
Установление оснований для проведения внеплановых проверок в рамках организации и осуществления федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Позиция ТПП РФ:

Проект не поддерживается ТПП России.

Проект противоречит Федеральному закону от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проектом  значительно расширен перечень оснований для проверок при отсутствии критериев обоснованности требований, содержащихся в обращениях и заявлениях граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, что, в свою очередь, может привести к произвольным обвинениям в адрес недропользователей со стороны некомпетентных лиц, а также к применению незаконных методов (включая использование дезинформации) конкурентной борьбы за доступ к ресурсам недр.

Комитет ТПП РФ по природопользованию и экологии

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
закупки, конфликт интересов
Цель разработки / суть НПА:
Установление запрета на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком.
Позиция ТПП РФ:
Директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Российские сети», член Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок
Законопроект требует существенной доработки в части приведения терминологии в соответствие законодательству о противодействии коррупции (проектируемая трактовка термина «конфликт интересов» создаст правовую неопределенность), а также в части необходимости закрепления механизма определения и выявления конфликта интересов.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
безопасность продукции
Цель разработки / суть НПА:
Обеспечение безопасности продукции в сфере ГО и ЧС в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, планом разработки технических регламентов ЕАЭС
Позиция ТПП РФ:

Проект предусматривает одновременно с проектированием отдельных обязательных требований к продукции делегирование полномочий по разработке требований к проектированию, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации государствам – членам ЕАЭС в рамках их национального законодательства. В этой связи может возникнуть угроза появления на рынке ЕАЭС продукции низкой надежности с неудовлетворительным ресурсом работы и хранения, что при определенных условиях может привести к негативным последствиям.

АО «Химконверс» 
(входит в Ассоциацию «СИЗ», 
являющуюся членом ТПП РФ)

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования
Цель разработки / суть НПА:
Внесение изменений в допустимые уровни показателя «Массовая доля фосфорнокислых соединений в средствах, содержащих фосфаты».
Позиция ТПП РФ:
Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии - члена ТПП РФ
Целесообразно дополнить проект решения положением о введении переходного периода (на срок 1,5-2 года с даты вступления решения в силу), в течение которого может реализовываться продукция, произведенная по ныне действующим нормам.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта, закрепляющее целесообразность установления переходного периода до вступления в силу проекта решения до 2 лет.
государственный контроль (надзор)
Цель разработки / суть НПА:
Установление требований к организациям, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию, замене и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, и осуществление государственного контроля (надзора) за осуществлением такой деятельности.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», Председатель Подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Проектируемые изменения противоречат действующему законодательству Российской Федерации, в том числе по следующим основаниям:

- усматривается навязывание специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, не относящейся к газораспеделительным организациям (ГРО), дополнительной функции - аварийно-диспетчерское обеспечение;

- создание неравных условий для реализации деятельности ГРО и специализированными организациями, не относящимся к ГРО, в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
банковские гарантии
Цель разработки / суть НПА:
Установление к банкам требования по объему собственных средств не менее 1 млрд руб. по состоянию на последнюю отчетную дату и по наличию кредитного рейтинга на уровне не ниже «BBB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале по классификации Аналитического Кредитного рейтингового Агентства или не ниже уровня «ruBBB-» по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства «Эксперт РА».

В настоящее время, по данным Банка России и указанных рейтинговых агентств, требованиям, вводимым проектом акта, соответствуют 93 банка.
Позиция ТПП РФ:
Партнер Группы компаний финансово-правового консалтинга «Аудит Груп», Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
Ввиду того, что проект в текущей редакции затронет, в основном, региональные банки, нацеленные на работу с малым и средним бизнесом в регионах Российской Федерации, клиенты данных банков будут вынуждены искать новые банки-партнеры из числа кредитных организаций, удовлетворяющих новым требованиям. В период поиска и перехода к новому банку данные компании не будут иметь доступ к государственным закупкам, что в конечном итоге, приведет к снижению конкуренции при проведении торгов, повышению цен, по которым будут заключаться государственные контракты и, как следствие, увеличению расходов федерального бюджета.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
проведение аукционов, водопользование
Цель разработки / суть НПА:
Совершенствование процедуры аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части изменения подходов к установлению размера задатка.
Позиция ТПП РФ:
Вице-президент Союза "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата"

Увеличение суммы задатка приведет к ограничению конкуренции на торгах на право заключения договора водопользования и будет способствовать возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.

Аргумент о том, что предлагаемый способ правового регулирования позволит повысить обеспечительную функцию задатка при заключении договора водопользования, будет способствовать повышению ответственности заявителей при принятии ими решений об участии в аукционах, а, следовательно, снижению интереса к участию в аукционах лиц, не предполагавших в дальнейшем использование водных объектов, а преследующих иные (корыстные) цели, имеет оценочный и необоснованный характер. 

Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
лекарственные препараты
Цель разработки / суть НПА:
Разделение действующей процедуры экспертизы предложений о включении (исключении) лекарственных препаратов в перечни, состоящей из клинической и клинико-экономической экспертизы, на два этапа путем проведения комплексной оценки в двух разных организациях
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности
Согласно предлагаемому порядку экспертные организации, утвержденные Минздравом России, будут отвечать за анализ информации о сравнительной безопасности и эффективности лекарственного препарата, а ФГБУ «ЦЭККМП» - за оценку экономических последствий применения лекарственного препарата и изучение последствий его применения.

Для субъектов обращения лекарственных препаратов есть риск возникновения административных барьеров, дополнительных финансовых расходов, связанных с оплатой услуг ФГБУ «ЦЭККМП».
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
инвестиционные проекты, освоение лесов
Цель разработки / суть НПА:
Утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины. Определение критериев инвестиционных проектов: проекты с минимальным объемом капитальных вложений не менее 500 млн руб. для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) или, например, не менее 20 млн руб. для иных видов использования лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины.
Позиция ТПП РФ:

Предложенные суммы минимальных инвестиций являются необоснованными и могут оказать негативное влияние на инвестиционный потенциал проектов в области освоения лесов, не связанных с заготовкой и переработкой древесины. Целесообразно снизить требования о минимальном объеме капитальных вложений для осуществления приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов до размера не менее 15 млн руб.  

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта вследствие того, что ряд существенных замечаний, в том числе позиция ТПП России, разработчиком не были учтены.
отмена лицензирования
Цель разработки / суть НПА:
Устранение излишних административных ограничений при лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (вентиляционных каналов и дымоходов).
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», Председатель Подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Анализ причин возникновения пожаров и угроз населению показывает, что наряду с авариями на сетях газопотребления, в результате которых происходит гибель людей и наносится материальный ущерб, в значительной степени проявились нарушения эксплуатации вентиляционных каналов и дымоходов. Отравления продуктами сгорания газа, дров, угля в домах приняли системный характер.

Отмена лицензирования деятельности организаций по устройству (кладке, монтажу) ремонту, очистке дымоходов преждевременна и нецелесообразна. Последствиями такой отмены может стать увеличение количества пожаров ввиду привлечения к таким работам неквалифицированного персонала.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
охранные услуги
Цель разработки / суть НПА:
Введение требований, обязательных для соблюдения частными охранными организациями, участвующими в торгах, проводимых собственниками объектов с бюджетным финансированием. Установление исчерпывающего перечня требований для частных охранных организаций, оказывающих охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности, требования о наличии в штате не менее 100 работников, обладающих правовым статусом частного охранника.
Позиция ТПП РФ:
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности
Проект не может быть поддержан, поскольку потенциальный участник торгов, являющийся субъектом малого предпринимательства, не сможет принять участие в закупках на оказание охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации может и не быть частных охранных организаций, соответствующих такому требованию, что может привести к проблемам в организации охраны важных государственных и муниципальных объектов.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
проверки, обработка персональных данных
Цель разработки / суть НПА:
Установление порядка организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обработку персональных данных
Позиция ТПП РФ:

В проекте отсутствуют положения об уведомлении подконтрольного субъекта о проведении проверки, привлечении экспертов, оформлении результатов проверки, в том числе выдаче предписания об устранении нарушений, порядок обжалования результатов. 

Данные вопросы должны быть урегулированы именно в проектируемом положении, поскольку согласно ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ на данный вид проверок положения 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не распространяются.

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
содержание общедомового имущества
Цель разработки / суть НПА:
Уточнение порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающего учет показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов.

Введение положения о том, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не применяются в субъектах РФ, в которых по состоянию на 1 января 2017 года действовал отличный от установленного Правилами предоставления коммунальных услуг порядок расчета размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.
Позиция ТПП РФ:
Заместитель генерального директора ЗАО «Центр муниципальной экономики», член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
Согласно проектируемому положению субъекты РФ, которые применяли Правила, и приобретшие в связи с этим проблемы, так с этими проблемами и остаются, а субъект, который их нарушили (неприменение правил можно трактовать именно так) освобожден от их применения.

Федеральные правила должны быть едиными на всей территории РФ, так как они задают (конкретизируют) основы содержания общего имущества, предусмотренные жилищным законодательством.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
размещение денежных средств
Цель разработки / суть НПА:
Снижение риска утраты федеральными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, средств в кредитных организациях, не соответствующих установленным требованиям.
Позиция ТПП РФ:
Партнер Группы компаний финансово-правового консалтинга «Аудит Груп», Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
Проект не может быть поддержан, поскольку нарушает антимонопольное законодательство и создает необоснованные преимущества государственным банкам.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
специальные разрешения
Цель разработки / суть НПА:
Сокращение срока выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также реализация идеи внедрения упрощенного прядка выдачи таких специальных разрешений.
Позиция ТПП РФ:

роектируемое требование об установлении постоянного маршрута на основании выданных ранее 150 специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств ни Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ни Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», в соответствии с которыми разработан проект Порядка, не предусмотрено.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков,
 Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
перевозка опасных грузов
Цель разработки / суть НПА:
Дополнение оснований для приостановления и/или аннулирования специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Позиция ТПП РФ:
Президент Российского автотранспортного союза, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию
Из текста проекта приказа неясно, за какие именно нарушения и при каких условиях уполномоченный орган принимает решение о приостановлении специального разрешения.

Правовая неопределенность может привести к тому, что решение о приостановлении специального разрешения будет приниматься уполномоченным органом по своему усмотрению.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта
использование газа в быту
Цель разработки / суть НПА:
Повышение уровня обеспечения безопасности граждан при использовании газа в быту.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор ООО «Промгазэнергосервис», Председатель Подкомитета по газовому хозяйству Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
В проекте инструкции не дано определение «специализированная организация», в связи с чем возникает ряд противоречий с действующим законодательством РФ. Согласно Решению Верховного суда Российской Федерации по делу № АКПИ13-826 осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования могут не только газораспределительные организации, осуществляющие транспортировку газа по договору с поставщиком газа, но и другие юридические лица, соответствующие установленным требованиям, направившие уведомление в Государственную Жилищную Инспекцию. Из содержания проекта инструкции следует, что у специализированной организации должна быть аварийная диспетчерская служба, осуществляющая аварийное диспетчерское обеспечение. При этом требование по обязательному наличию аварийной диспетчерской службы предъявляется только к газораспределительной организации.

В настоящей редакции проект инструкции не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, в связи, с чем подлежит обязательной корректировке.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта
банковские гарантии
Цель разработки / суть НПА:
Повышение стабильности рынка таможенных гарантий и расширение использования банковских гарантий крупнейших российских банков как надежного обеспечительного инструмента.
Позиция ТПП РФ:
Проектом предлагается учитывать кредитный рейтинг банка исключительно по классификации АКРА АО. Такое положение ограничивает конкуренцию.

В реестр аккредитованных кредитно-рейтинговых агентств ЦБ РФ внесено два агентства – АКРА АО и Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Наличие как минимум двух агентств, чьи рейтинги используются в указанных в проекте приказа целях, позволит регулятору объективно с точки зрения конкуренции оценивать соответствие банков установленным требованиям.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта, в котором рекомендуется исключить все положения, устанавливающие дополнительные критерии ‎и требования к банкам (иным кредитным организациям).
весогабаритный контроль
Цель разработки / суть НПА:
Определение порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, связанного с введением автоматизированных систем весогабаритного контроля. Использование специальных технических средств фото- и видеофиксации, работающих в автоматическом режиме, для фиксации административных правонарушений в сфере перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Позиция ТПП РФ:

Проект не учитывает существенную специфику наливных (динамических) грузов - смещение и раскачивание таких грузов при любом движении  транспортного средства, что искажает результаты взвешивания и приводит к фиксации ложных правонарушений (размер штрафа составляет от 150 до 500 тыс. руб. за перегрузку хотя бы по одной из осей).

Необходимо определить особый порядок проведения взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные грузы. Целесообразность внесения изменений в действующий порядок обоснована следующим:

- пункты весового контроля на территории Российской Федерации оборудованы весами, не предназначенными для взвешивания наливных грузов;

- автоматические комплексы весогабаритного контроля не предназначены для контроля веса транспортных средств, перевозящих наливные грузы, поскольку текущее  состояние дорожного полотна не гарантирует не смещения наливного груза во время движения.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, 
 Национальная ассоциация перевозчиков нефтепродуктов,  
 Национальный союз производителей молока,  
АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» (члены ТПП РФ)

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
лицензирование экспорта драгоценных металлов
Цель разработки / суть НПА:
Установление порядка согласования заявлений на выдачу лицензий на экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и выдачи заключений о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в РФ.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, член Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них
Из проекта необходимо исключить документы, подтверждающие правомерность владения экспортируемыми драгоценными металлами и сырьевыми товарами, содержащими драгоценные металлы, так как лицензия на экспорт товаров оформляется заранее, и документы на приобретение сырья и выпуск готовой продукции для экспорта товаров в это время еще могут отсутствовать в связи с короткими технологическими сроками.

Приобретаемые драгоценные металлы реализуются в течение нескольких дней с даты их поступления на предприятие. Указанные документы не предусмотрены Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (Приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты
Цель разработки / суть НПА:
Определение категорий населения, подлежащих обеспечению средствами индивидуальной защиты с целью сокращения объемов финансирования данных мероприятий, а также разграничение вопросов по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты в мирное и военное время
Позиция ТПП РФ:
Президент Ассоциации «СИЗ», заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности
Проект приказа закрепляет положения, содержащие риски негативных последствий в сфере производства индивидуальных средств защиты населения (СИЗ).

Необоснованное снижение потребности СИЗ населения в целях гражданской обороны, изменение требований к ним, замена фильтрующих противогазов самоспасателями и определение их предназначения в целом для защиты населения от АХОВ в мирное и военное время создаст условия для утраты узкопрофильных специальных производственных мощностей.

Потери объёмов производства по выпуску СИЗ оцениваются в 1,8-2 млрд руб. в год. Проект приказа содержит нормы, положения и термины, приводящие к неоднозначному толкованию.
Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
о предоставлении разъяснений об определении кадастровой стоимости
Цель разработки / суть НПА:
Установление порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений об определении кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений.
Позиция ТПП РФ:
Генеральный директор Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости
Необходимо дополнить проект следующими положениями:

- о праве подачи обращения в электронном виде (в проекте описываются требования исключительно к документам на бумажных носителях);

- о необходимости включения в разъяснения сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости, ценообразующих факторах, выбранных подходах и методах к оценке (сведения не должны содержать отсылок к каким-либо частям отчета).
Результат ОРВ:
Приказ Минэкономразвития России от 30.06.2017 № 317 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе формы предоставления таких разъяснений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2017 N 48280). Позиция ТПП РФ учтена.
ввоз/вывоз драгоценных камней
Цель разработки / суть НПА:
Установление порядка сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней при их ввозе и вывозе из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз.

Проектом определяется, что при идентификации ввозимых и вывозимых драгоценных камней в случае соответствия документов, представленных заявителем, требованиям к оформлению документации, диагностика драгоценных камней осуществляется выборочно в объеме не менее 10% от массы драгоценных камней, представленных для проведения государственного контроля. В случае несоответствия представленных документов заявитель несет риски увеличения времени прохождения диагностики драгоценных камней.
Позиция ТПП РФ:

Семантический анализ словосочетания «не менее десяти процентов» позволяет допустить вероятность проведения диагностики в отношении вплоть до ста процентов драгоценных камней, представленных для проведения государственного контроля. Вместе с тем, в условиях международной конкуренции, когда алмазно-бриллиантовые компании, зарегистрированные в иных юрисдикциях, имеют возможность прохождения таможенно-контрольных процедур в течение нескольких часов, считаем целесообразным предложить сокращение сроков проведения выборочной диагностики драгоценных камней в рамках идентификации до одного рабочего дня.

Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства в 
сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней

Результат ОРВ:
Отрицательное заключение Минэкономразвития России на проект нормативного правового акта.
Департамент по работе с объединениями предпринимателей ТПП России
Коваленко Н.Ю. 8 495 620 01 05; kny@tpprf.ru
Савенкова И.В. 8 495 620 04 89; savenkova@tpprf.ru